Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является максимальная интеграция теоретического обучения и практической подготовки, погружение студентов в будущую профессию (специальность) с первых дней пребывания в колледже, что позволит им в дальнейшем не только быть востребованными на рынке труда, но и упростит процесс их профессиональной адаптации как молодых специалистов.
Формирование общих и профессиональных компетенций возможно только при практико-ориентированном подходе в обучении, когда при освоении образовательной программы прежде всего формируются навыки практической деятельности за счет выполнения обучающимися практических задач. От технологий передачи знаний мы переходим к технологии обучения с приобретением практического опыта. Современному производству нужен специалист, умеющий учиться в течение всей жизни и гибко реагировать на все происходящие изменения. Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. А это значит, что все то, чему мы научим нашего студента сегодня, завтра будет им востребовано в профессиональной деятельности.
Как же реализовывать практическую подготовку на занятиях теоретического и практического обучения? Преподаватели должны создавать такую обстановку на учебном занятии, которая погружала бы обучающихся в профессиональную среду, соотносила их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальными работодателями. Для этого нужно использовать активные методы обучения: решение профессиональных ситуационных задач; копирование элементов технологических процессов, применяемых на производстве; имитация профессиональной деятельности; выполнение практических заданий в ходе учебной и производственной практик; деловые игры (или их элементы). Обучение в форме практической подготовки может быть организовано при реализации учебных дисциплин, междисциплинарных курсов путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных занятий, выполнения курсового проектирования.
Практическая подготовка должна прочно войти в педагогическую деятельность колледжей. Это требование нашего времени.
Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева в своей образовательной деятельности опирается на реализацию такого требования. Колледжем заключены соглашения о стратегическом партнерстве с ведущими предприятиями столицы по взаимодействию в вопросах организации практической подготовки студентов в период прохождения ими производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускников. С этой целью колледж включился в проект по стажировке студентов старших курсов в дилерских центрах Hyundai в Автомобильной академии Hyundai Training Academy. Проект включает как теоретические курсы обучения (кейсовый метод), так и прохождение практики в дилерских центрах. Финал данного сотрудничества – трудоустройство выпускников.
Материально-техническая база МАДК имени А.А.Николаева позволяет готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Колледж имеет в своем составе учебно-производственный комплекс, состоящий из учебных мастерских, специализированных лабораторий, учебно-тренировочного полигона с современным парком дорожно-строительной и специальной техники, новейшим геодезическим и геологическим оборудованием.
Комплекс мастерских и лабораторий, оснащенных парком легковых и грузовых автомобилей, современными электробусами, необходимым оборудованием и материалами, позволяет студентам отработать различные этапы учебной практики – от бетонно-строительных работ до диагностики электронных систем автомобилей. На учебном полигоне колледжа подготовлено не одно поколение победителей национальных чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы», виртуозно владеющих дорожной техникой. Здесь студенты на практике управляют различными видами дорожных машин, выполняют сложнейшие геодезические измерения и геологические изыскания, готовятся к сдаче демонстрационного экзамена.
Демонстрационный экзамен – один из этапов государственной итоговой аттестации выпускников, который позволяет студенту продемонстрировать свои профессиональные навыки и умения, полученные за время обучения. Главное требование при проведении демонстрационного экзамена – создание колледжем условий, максимально приближенных к будущей трудовой деятельности выпускников. Колледж имеет семилетний опыт проведения демонстрационного экзамена и по праву оценил его эффективность. Одно из основных отличий демонстрационного экзамена от обычного заключается в том, что оценку осуществляют независимые эксперты. На демэкзамене присутствуют представители работодателей. Выпускники имеют возможность продемонстрировать свои профессиональные умения и навыки, ведь такой выпускной экзамен может оказаться вступительным в их профессиональную карьеру. Многие выпускники МАДК имени А.А.Николаева после успешной сдачи демонстрационного экзамена приняты на работу в ведущие предприятия дорожно-транспортного комплекса столицы и сами участвуют в оценке знаний выпускников в качестве независимых экспертов.
Ежегодно колледж увеличивает количество компетенций, по которым студенты сдают демонстрационный экзамен. В 2022 году студенты сдавали демонстрационный экзамен по 10 компетенциям. Но главное, над чем сегодня работает коллектив колледжа, – это повышение результативности демонстрационного экзамена, усиление практико-ориентированной подготовки на всех этапах обучения, укрепление связи со стратегическими партнерами.
Именно такой подход в обучении позволит выпускникам получить достойную работу, а работодателям – высококвалифицированных специалистов, профессионалов своего дела.
Алексей МИНАЕВ, заместитель директора Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А.А.Николаева
Комментарии