Ежегодно в санкт-петербургский Петродворец приезжают старшеклассники, мечтающие об офицерских погонах, чтобы стать воспитанниками Кадетского корпуса Железнодорожных войск. За пять с лишним лет своего существования это учебное заведение накопило немалый опыт, в его коллективе сформированы собственные традиции, есть реальные достижения. Последние несколько лет корпус занимает лидирующее положение среди санкт-петербургских учебных заведений такого профиля. Подавляющее большинство воспитанников корпуса, получивших аттестаты о среднем образовании, стали курсантами Военно-транспортного университета Железнодорожных войск. С первых дней образования кадетского учебного заведения были четко определены приоритеты работы командно-педагогического коллектива. Один из главных – всестороннее развитие личности кадета. Мы попросили начальника Кадетского корпуса Железнодорожных войск генерал-майора Александра БЫЧКОВА поделиться опытом воспитания будущих военных профессионалов.
Учебно-материальная база в корпусе отвечает самым современным требованиям. Немало сделано для качественного учебно-воспитательного процесса. Оборудованы 8 специализированных кабинетов по изучаемым дисциплинам, зал спортивных тренажеров, танцевальный и актовый залы, 2 лингафонных кабинета на 16 мест каждый, компьютерный класс на 15 мест, уютные спальные помещения и комнаты отдыха.
Многофункциональность видеостудии обеспечивает централизованное управление всеми учебными классами и актовым залом, передачу в них видео-, аудио- и компьютерной информации. На ее базе идет создание учебных фильмов и формируется видеоархив корпуса. Фонд учебной и художественной литературы нашей библиотеки насчитывает более 6700 книг. В обучении широко используется база Военно-транспортного университета Железнодорожных войск и Высших центральных офицерских курсов Железнодорожных войск.
Созданные условия жизни и обучения позволили обеспечить качественную подготовку воспитанников не только по программе общеобразовательной школы, но и адаптировать их к военным условиям будущей курсантской и последующей офицерской службы.
В копилке достижений коллектива – победы в районных, городских, общероссийских и международных конкурсах. Так команда старших курсов Кадетского корпуса Железнодорожных войск стала победительницей городской олимпиады «Молодые петербуржцы». Кадет Р. Цвигун одержал победу в международном конкурсе «Европа в школе». Воспитанники корпуса участвовали в соревнованиях по различным видам спорта на первенство Ленинградского военного округа и Санкт-Петербурга и не раз занимали призовые места.
В ежегодных приуроченных ко Дню города губернаторских смотрах кадетских корпусов, проходящих на Дворцовой площади Северной столицы, руководство Санкт-Петербурга неоднократно отмечало кадетов-железнодорожников в лучшую сторону. Не стал исключением и нынешний год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко вручила отличникам учебы подарки – ноутбуки.
Пятилетняя веха, которую миновал Кадетский корпус, стала рубежом осмысления пройденного за эти годы пути, критического анализа достигнутых результатов и катализатором дальнейшего совершенствования обучения и воспитания кадетов.
За прошедшее время, безусловно, сделано много важного и полезного. В этом большая заслуга всего коллектива.
В нынешнем году были еще раз проанализированы составляющие нашей деятельности, пересмотрены подходы к делу, уточнены приоритеты. Основное для нас – учебная работа, подготовка кадетов к обучению в высшем военно-учебном заведении и к будущей офицерской службе в Железнодорожных войсках. На первом месте учеба и успеваемость. Они – главный критерий успешности воспитанников.
Мы продолжаем создавать условия для разносторонней подготовки кадетов, развития и реализации их творческого потенциала. Здесь, к сожалению, в последнее время был некоторый перекос. Творчество не должно насаждаться волевым порядком. Не могут все одновременно быть поэтами, художниками, танцорами, актерами, музыкантами, певцами, спортсменами. Не бывает абсолютно разносторонних людей. В основе должен быть искренний интерес к занятию тем или иным видом творчества. Видимо, придется пересматривать критерии нашей рейтинговой системы. Не может получать высший балл кадет, с прохладцей относящийся к учебе, но преуспевающий в кружковой работе.
В прошедшем учебном году внесены коррективы в учебный план. Увеличено количество часов на некоторые гуманитарные предметы. В частности, пополнен бюджет учебного времени таких дисциплин, как литература, история, обществознание. Эти изменения внесены в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта и очевидными перспективами внедрения в практику Кадетского корпуса единого государственного экзамена. Возможно, это произойдет уже в следующем учебном году. Поэтому пришлось сократить время на некоторые военные дисциплины. Но, думаю, такое изменение не скажется на общевойсковой подготовке наших выпускников. Образовавшийся дефицит восполнится летом в период лагерного сбора.
Конечно, успеваемость первокурсников еще совсем недавно вызывала немалую тревогу и озабоченность преподавателей. Хотя ситуация, по сути, не нова. Подобное происходит каждый год. Ребята учились в разных школах, у них разные уровни подготовки. А требования в кадетском корпусе высокие. И эту планку преподаватели не имеют права снизить и допустить, чтобы она отличалась от других школ Петербурга. К концу второй четверти ситуацию удалось изменить. Особую благодарность хотелось бы выразить за это одному из самых опытных наших педагогов – преподавателю русского языка Анне Петухиной. Она первой приступает к работе с новичками, восполняет их пробелы, без чего дальнейшее обучение затруднено. Преодолеть трудности помог здоровый и деловой настрой коллектива первокурсников. В спорте они преуспели. Неожиданно для всех взвод первокурсников стал победителем корпусного легкоатлетического кросса. Опередили они своих старших товарищей и в соревнованиях по подтягиванию, армрестлингу.
Мы пересмотрели взгляды на некоторые формы и методы воспитательной работы. Каждый педагог, командир, воспитатель сориентирован прежде всего на индивидуальную работу. Этот же принцип положен и в основу работы по поддержанию дисциплины. Очень плодотворно в данном направлении потрудилась в этом учебном году наш психолог Наталья Раскина, чья работа отличается основательностью и глубиной, а профессионализм и компетентность не вызывают сомнений.
Более творчески стали подходить в корпусе и к организации культурно-досуговой работы. Мероприятия становятся интереснее, в чем немалая заслуга преподавателя деловой коммуникации и нештатного руководителя нашей театральной студии Марины Лысковой. Чаще стали проводиться танцевальные вечера. Проходят они по хорошо разработанным сценариям с приглашением учениц школ и гимназий Петродворца. На них участники хореографической студии корпуса демонстрируют мастерство исполнения классических, бальных танцев.
Внедряем мы и такую, в общем-то, не новую, форму обучения, как кинодиспуты. После коллективного просмотра фильмов наши воспитатели организуют обсуждение сюжетов, увиденных на экране ситуаций, действий героев. Это очень важно с точки зрения развития коммуникативных навыков воспитанников. Кстати, на занятиях по всем предметам педагоги кроме изучения той или иной дисциплины настойчиво развивают у ребят навыки общения. Очень интересно и с пользой для учащихся проводят занятия Марина Нестерова, Любовь Шанцева и другие педагоги. Уверен, что трудом таких профессионалов мы сможем заложить хорошую основу для дальнейшей подготовки будущего пополнения офицерского корпуса.
Комментарии