Сегодня мировую педагогическую общественность волнуют проблемы содержания образования. В связи с нарастающей информатизацией общества, развитием познавательной и гуманистической составляющих педагогической науки во многих развитых странах пересматриваются школьные планы и программы, учебная нагрузка, меняется соотношение различных циклов учебных дисциплин. О мировом опыте стандартизации образования, его различных подходах мы попросили рассказать Исака ФРУМИНА, координатора проектов по образованию МБРР.
Стандартизация образования относительно новое явление, возникшее, пожалуй, в тех странах, которые сначала перешли к всеобщему начальному, а затем – и к всеобщему среднему образованию. В связи с этим стало необходимым унифицировать требования к выпускникам школ, переходящих из одного учебного заведения в другое, и задать общие ориентиры для педагогов. Несмотря на то что слово «стандарты» появилось в российском педагогическом языке только с появлением новой редакции Закона «Об образовании» 1992 года, идея стандартизации была в России, а точнее в СССР, всегда. Можно сказать, что в Советском Союзе и других социалистических странах были самые подробные образовательные стандарты, потому что стандартизировались даже учебники.
Что касается таких стран, как США, Канада, Австралия, Великобритания, такой тип стандартизации был просто невозможен. Изначально школы в разных провинциях или штатах были совершенно независимыми. Исторически складывалось так, что создание учебной программы – это дело конкретной школы конкретного штата, графства или муниципалитета, но никак не государства. Поэтому в странах с федеративным устройством пошли по пути стандартизации требований к выпускникам. Такая схема стандартизации существенно сложнее.
Стандартизация содержания образования тесно связана с проблемой повышения его качества. Не случайно в ряде стран, особенно англоязычных, понятия «качество образования» и «стандарты образования» употребляются как синонимы. В централизованных странах, таких, как Франция, Италия, Китай, Япония, где стандарты были всегда в виде государственных образовательных документов, создается новое поколение учебных планов и программ. В децентрализованных странах (США, Канада, Великобритания, Австралия), где не существовало государственных требований к содержанию образования, проблема разработки стандартов является приоритетной. В каждой из этих стран своя специфика.
Некоторые говорят, что в США нет образовательного стандарта, все учатся так, как хотят. Это, конечно же, далеко не так. В США фактически стандарты задаются выпускными тестами. Сегодня значительная часть американского профессионального педагогического сообщества и многие граждане протестуют против резкого увеличения количества предметов, по которым существуют обязательные тесты, и частоты их применения. Если раньше тесты применялись только как выпускные экзамены, сдав которые человек мог пойти учиться дальше, то сегодня в США переходят на практику тестирования и после начальной школы, и после основной.
Образовательные стандарты в США разрабатывались ассоциациями и советами учителей-предметников. Следует отметить общедоступность американских стандартов. Документ делится на разделы и темы в соответствии с годом обучения. В большинстве случаев он разрабатывается для всех классов – от подготовительного до 12-го. Такая структура дает возможность избежать жесткого требования к ребенку во что бы то ни стало выполнить стандарт в течение одного учебного года.
В отличие от США стандарты Великобритании носят обязательный характер. Характерной чертой создания английских стандартов является включение в комиссии по их разработке не только специалистов-предметников, учителей, но и представителей бизнеса и общественности. Целью этого было приблизить содержание образования к жизни, придать ему более практический характер.
Следует отметить, что целый ряд стран, которые придерживались советского типа стандартизации (к таковым в значительной степени относится Франция), где довольно жестко определены учебные программы и материалы, начинает двигаться в сторону типа стандартизации, который ориентирован на результат. Сегодня это является доминирующей мировой тенденцией. Она связана с тем, что процесс обучения детей становится сложнее и многограннее и не ограничивается только школой. Ведь ребенок получает знания не только в ее стенах, но и других образовательных и культурных учреждениях.
Комментарии