Школьные учителя теперь о своих проблемах пишут в социальных сетях. Вот с такой просьбой к сведущим людям обратилась учитель одной из школ Котласа Архангельской области: «Как руководитель творческой группы учителей «Развитие одаренности», я занимаюсь в своей школе организацией участия детей в различных дистанционных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, викторинах. На днях директор школы вручила мне информацию о некоем Федеральном центре поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности. Этот центр очень настойчиво предлагает принять участие в Международной олимпиаде школьников «Олимп». Кроме электронного письма на имя директора были даже телефонные звонки. Звонят и спрашивают, будут ли участвовать. И предупреждают, что если не будут, то школу занесут в какие-то списки («черные», вероятно). Хотя участие, как написано в Положении, добровольное. А стоимость – 450 рублей с человека!!! Зашла на их сайт, почитала… и что-то сомнения появились. Если объявить, желающие, может, и найдутся, но можно ли довериться этому центру?»
«Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами», – писал в середине прошлого века поэт и литературовед Лев Озеров. Эта фраза в XXI веке приобрела неожиданный смысл, поскольку бизнес некоторых предпринимателей и целых организаций строится как на помощи, так и на «помощи» талантам. При чем же тут кавычки, спросите вы? А вот в этом-то все и дело…Необходимость поддерживать на государственном уровне одаренных детей, юных талантов и несовершеннолетних гениев осознавали и в царской России, и при советской власти, и в постперестроечный период. Доказательством тому служит целый ряд документов, среди которых наиболее известны самые последние – подпрограмма «Одаренные дети» (составная часть Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы), Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012, а главное – новый Закон «Об образовании в РФ». Помимо этого можно назвать также массу региональных инициатив, суть которых одна: необходимо не только выявить тех, кто в будущем должен составить культурный и интеллектуальный цвет нации, но и всячески поддержать их, в том числе материально. Для этого из бюджетов различных уровней власти готовы выделить энную сумму, лишь бы на благо. Кроме материального поощрения (награды, гранты, стипендии, премии и пр.) предусмотрены льготы, главная из которых – приравнивание победы на олимпиаде к 100 баллам ЕГЭ по предмету. Правда, количество этих олимпиад внезапно выросло настолько, что потребовалось срочно ограничить круг тех, результаты которых действительно интересны представителям вузов. (С перечнем олимпиад школьников на 2012-2013 учебный год можно ознакомиться по адресу http://b23.ru/h1vx). Понятное дело, что, если олимпиада входит в число признанных, это значит, что она одобрена Минобрнауки РФ, следовательно, участие в ней для школьников должно быть абсолютно бесплатным, как и само наше среднее образование. Ведь если государство на федеральном, региональном или муниципальном уровнях поддерживает юные таланты, оно по определению не может это делать за их счет. И если даже предположить, что вся организация олимпиад лежит целиком на вузах, которые их проводят, все равно ни о каких поборах с детей и родителей за участие в этих испытаниях речи быть не может. Ибо вуз здесь в любом случае в выгоде, поскольку по итогам получает в качестве абитуриентов самых умных учеников страны. И вот тут-то как раз уместно вспомнить о тех самых кавычках…Дело в том, что в регионы действительно поступили письма от представителей Некоммерческого партнерства «Экономическое сообщество «РЭОС» и его структурного подразделения – Федерального центра поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности, «Олимп». В этих посланиях руководителям системы образования настоятельно рекомендуется привлечь как можно больше детей к олимпиаде, которая хоть и не входит в утвержденный Минобрнауки список, однако носит статус международной. Проходить она будет на специально созданном портале, на котором помимо прочего планируется организовать тестирование, экзамены или зачеты для детей, чтобы помочь выявить среди них самых одаренных. Причем особо сказано, что все это делается «в целях исполнения Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где черным по белому говорится о необходимости «выявлять и поддерживать лиц, проявивших выдающиеся способности (ч. 1, ст. 77)», в том числе посредством «олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов… (ч. 2, ст. 77)».Все бы ничего, но что дети получат за те самые 450 рублей оргвзноса? Конечно, в письме особо отмечается, что участник, прошедший муниципальный, окружной, региональный, федеральный и международный этапы олимпиады, сможет получить аж пять (!) документов, подтверждающих этот факт. «Таким образом, – отмечают организаторы, – каждый участник и куратор будут иметь возможность пополнить портфолио документами об участии сразу в пяти олимпиадах».Но если так, получается, что все эти победы дают детям и педагогам лишь право положить в папку достижений еще несколько бумаг, которые никоим образом не помогут выпускникам при поступлении в вуз, и даже не факт, что скажутся на зарплате учителя при его аттестации. В качестве бонусов предусмотрено награждение медалью ордена «За вклад в развитие российского образования», размещение на Доске почета, включение кураторов в состав Всероссийского онлайнового педагогического совета и так далее. Но и в этом, кстати, тоже не было бы ничего зазорного, мало ли в Интернете ресурсов, пользоваться которыми можно, лишь заплатив за них. А поощрение «спасибом» в ученической и учительской среде ничуть не потеряло актуальности даже сегодня. Хуже всего то, что настойчивость создателей портала постепенно переходит к откровенному шантажу и угрозам (вспомните про «какие-то списки», о которых говорила учительница). На самом деле никаких «расстрельных» списков нет. Есть (точнее, будут) другие. На вопрос: «Будут ли приниматься меры, если руководители разного уровня в сфере образования не желают принимать активного участия в проекте?» – организаторы олимпиады честно заявляют: «Если кто-то из руководителей регионального министерства, муниципального управления образования, образовательной организации предпринимает более эффективные меры, чем предлагается в рамках данного проекта, по выявлению и поддержке учащихся, проявивших выдающиеся способности, то он заслуживает поощрения и всесторонней поддержки. Однако если такие меры не принимаются и учащиеся не участвуют в предложенном проекте, то этому должна быть дана общественная оценка. Кроме того, эта проблема должна быть вынесена на публичное обсуждение. Тот факт, что учащиеся, проявившие выдающиеся способности, а также добившиеся успехов в учебной деятельности, лишаются возможности получить поддержку, является грубым нарушением ФЗ «Об образовании в РФ».Иными словами, либо вы участвуете сами или всячески помогаете привлечь как можно большее количество школьников в этой олимпиаде, либо мы констатируем факт грубого нарушения образовательного законодательства и откровенное нежелание помочь одаренным детям. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. А если руководители муниципальных образований не хотят, чтобы их ославили на всю Россию, пусть будут добры «организовать участие на последующих уровнях олимпиады муниципальной команды, учитывая, что минимальная норма составляет 300 человек». Руководителям же образовательных учреждений необходимо «организовать участие на всех этапах олимпиады школьной команды с количеством учащихся не менее 50 человек». Понятное дело, хозяева портала желают как-то окупить потраченные на его создание 35 миллионов, в том числе с помощью оргвзносов. Но зачем же опускаться до угроз?.. «Мы для вас создали уникальный портал (хотя вы нас об этом и не просили), а теперь извольте оплатить нам эти расходы по разнарядке «22500 рублей с одной школы», иначе мы обвиним вас в саботаже!»Это как понимать прикажете – тоже как заботу о подрастающих гениях? Комментарий специалиста Татьяна КОРТАВА, профессор, проректор, начальник Управления профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью МГУ: – Олимпиады, входящие в Перечень олимпиад школьников Министерства образования и науки РФ, являются эффективным инструментом поиска и отбора талантливых школьников. Они призваны создавать необходимые условия для поддержки одаренных детей, распространять и популяризировать научные знания среди молодежи, способствовать профессиональной ориентации молодежи на ранних стадиях формирования личности, развивать творческие способности и интерес к научно-исследовательской деятельности. Главную цель олимпиад школьников, организованных Московским университетом, сформулировал инициатор и вдохновитель олимпиадного движения ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий: «Отбор и поиск талантливых ребят – стратегическая задача Московского университета… Мы стремимся привлечь талантливую молодежь к фундаментальным научным исследованиям. Талантливая молодежь – наше национальное достояние».Перечень олимпиад в 2012-2013 учебном году оптимален. В связи с повышением требований к организации олимпиад и ужесточением критериев, предъявляемых Российским советом олимпиад школьников, в 2012 году количество олимпиад в Перечне было сокращено по сравнению с предыдущим учебным годом с 79 до 53.Участие в олимпиадах бесплатное. Плата за участие в любых интеллектуальных состязаниях противоречит принципу, сформулированному Президентом РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию: «…Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей». От редакцииОдаренные дети – национальное достояние страны. Они требуют особого внимания, с ними необходимо работать по особым методикам. Но именно от них зависит, станем ли мы по-настоящему экономически развитой мировой державой или по-прежнему нас будут кормить лишь нефть и газ, запасы которых не бесконечны. Сегодня существуют самые различные меры по выявлению и поддержке юных талантов. Наиболее известные олимпиады, дающие возможность льготного поступления в вузы, – Всероссийская олимпиада школьников и вузовские олимпиады, организованные Российским союзом ректоров. Участие в них абсолютно бесплатное. Примечательно, что Перечень вузовских олимпиад сократился сегодня до 53. И это не случайно, тенденция оптимизации и повышения качества коснулась и проведения олимпиад. Однако оказалось, существуют различные фонды, центры и прочие организации, которые под прикрытием заботы о талантах пытаются на них просто-напросто заработать. Разумеется, ни в какой перечень они не входят, никаких льгот при поступлении не дают, и об их существовании, как правило, не подозревают ни Минобрнауки РФ, ни Российский союз ректоров. Впрочем, это не мешает организаторам подобных олимпиад проявлять активность и чуть ли не насильно заставлять школы принимать участие в них. Самое парадоксальное, что в Положении об этих так называемых олимпиадах четко написано – «участие добровольное», для школ же оно оказывается почему-то принудительным. Возможно, это повод для серьезной проверки. Причем не только со стороны органов управления образованием, но и скорее всего правоохранительных органов. Что посоветовать школам? Быть бдительными и прежде, чем в чем-то участвовать, поинтересоваться, входит ли эта олимпиада в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки РФ. И самое главное, что должно насторожить и руководителей школ, и частных лиц, – олимпиады не должны быть платными.P.S. Обсудите эту тему на сайте «УГ» www.ug.ru
Комментарии