search
main
0

Организаторов нужно готовить специально

​В одной из московских школ произошла страшная трагедия: вооруженный захват заложников, убийство учителя и полицейского совершил обычный пятнадцатилетний подросток – отличник из благополучной семьи.

Как же получается, что мы, взрослые, проводя модернизацию системы образования, декларируя переход от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности, разрабатывая концепции и программы духовно-нравственного развития и воспитания, тем не менее растим поколение, о ценностных ориентирах, идеалах, мировоззрении которого, по сути, мало знаем.Как показывает практика, во многих российских школах процесс образования сосредоточен на обучении конкретным предметам, подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, воспитание же сводится к посещению учащимися различных кружков, спортивных секций и школьных мероприятий, которые зачастую проводят для отчетности: администрация школы и учителя имитируют воспитательный процесс, дети вынужденно имитируют интерес. При таких обстоятельствах трудно научить ребенка быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, принимать осмысленные решения, защищать свои права, стать конкурентоспособной личностью.Жизнь в современном обществе, в жестких, постоянно меняющихся условиях требует иного подхода к воспитанию. Чтобы научить детей реальной жизни, нужно включать их в совместную деятельность по реальному обустройству этой жизни, с реальными деловыми отношениями и реальными решениями, приносящими реальный результат, с реальной ответственностью за него. Такую деятельность можно организовать только в условиях особой детско-взрослой среды сотворчества и сотрудничества, в которой способно вырасти самоуправление как движение к саморазвитию учащихся и педагогов.В отечественной педагогической теории и практике накоплен обширный и многообразный опыт организации школьного самоуправления, в период становления советского общества школа понималась как социальный организм, коллектив которого составляют как обучающие, так и обучаемые, причем у детей в организации уклада школы прав должно быть не меньше, чем у педагогов и администрации.Основы детского самоуправления в советской школе были разработаны и отражены в ряде работ, статей и выступлений Н.Крупской («К вопросу о школьных судах», 1911 год, «О школьном самоуправлении», 1915 год, в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, «Общественное воспитание», 1923 год, «Школьное самоуправление и организация труда», 1923 год, «Детское самоуправление в школе», 1930 год). В статье «Задачи школы I ступени» (1922 год) Крупская пишет об определяющей роли самоуправления учащихся как принципе организации детского коллектива. В качестве одной из важнейших задач школы она выделяет воспитание в детях привычки учиться, жить и работать в коллективе. Детское самоуправление должно обеспечивать участие в нем всех школьников, «чтобы все ребята были вовлечены в обсуждение всех вопросов, чтобы ребята сообща выносили какое-то решение относительно своей работы, относительно всего уклада жизненного, налаженности жизни и потом сами же проводили в жизнь то, что постановили».По мнению Владимира Караковского, создавшего в своей школе уникальную воспитательную систему, самоуправление – мощное средство самовоспитания личности, поскольку, осваивая «самоуправленческую деятельность», ребенок учится «управлению собой», учится самовоспитанию. Однако большинство современных педагогов весьма скептически относятся к самой идее ученического самоуправления и имеют довольно поверхностное представление о ней. На практике это приводит к искажению педагогической сути самоуправления и как следствие к его неприятию и педагогическим, и детским коллективом.Самоуправление нельзя просто взять и перенести из другой воспитательной системы, из другой школы, его нужно терпеливо выращивать самим. Эффективная организация ученического самоуправления – сложная и кропотливая работа, требующая не только принятия всеми участниками образовательного процесса на уровне ценностей самой идеи, но и особого педагогического профессионализма в ее реализации. Профессионализма, предполагающего наличие у педагогов вполне конкретных теоретических представлений и знаний об истории и проблематике вопроса, этапах становления моделей самоуправления в зарубежной и отечественной практике, формах и методах его практического применения в образовательных учреждениях разных типов, а также владения педагогическими методиками практической организации самоуправления. Педагогам в ближайшее время нужно сделать большой шаг в этом направлении, используя позитивный опыт советской педагогической школы.Надежда Крупская считала, что детей необходимо специально готовить к выполнению организаторских функций, развивать их организаторские способности через активное участие в управлении делами своего коллектива. В организаторской работе она выделяла несколько этапов: этап обсуждения цели и постановки задач с учетом реальных потребностей; этап распределения обязанностей среди участников работы с учетом способностей и возможностей каждого; этап учета и контроля выполняемой работы; этап подведения итогов.Эти идеи не потеряли своей актуальности для организации самоуправления в современной российской школе. Очевидно, что только в процессе освоения детьми действий, необходимых для организации совместной деятельности, и может происходить формирование активной личности, способной к самоопределению, к самостоятельному, ответственному и, самое главное, осмысленному жизненному выбору. Выбору, сделанному человеком на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, сформированных в школьной детско-взрослой среде сотворчества и сотрудничества, а не навязанному ему через экран телевизора и монитор компьютера.О.КОВАЛЕВА,м. н. с. МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте