Опора на организацию образовательных совместных действий взрослого и ребёнка предполагает вектор движения диаметрально противоположный: не от понятия к пониманию, а, наоборот, от понимания к понятию.
Актуальность введения понятия образовательного содержания совместного действия и его организации на занятиях в общеобразовательной школе связано с тремя моментами:
– на занятиях принципиальное значение имеет не только то, что задано и определено программами, учителем, но и то, что возникает в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Образовательное содержание совместного действия характеризует то, что образуется в совместной деятельности учителя и детей и что их образует. Именно это является характеристикой партнёрского типа совместной деятельности как важного фактора изменения качества образования;
– при использовании разных подходов к изменению содержания образования на школьных занятиях, как правило, используется одна модель совместного действия. Подход к изменению содержания образования в нашей школе связан с выбором и соорганизацией разных моделей совместного действия на занятиях в школе, как детьми, так и педагогом;
– содержание совместных действий и содержание школьного предмета (в частности физики), как правило, не совпадают. Часто это приводит к тому, что на базовых занятиях изучается физика, а на дополнительных занятиях организуются совместные действия разного типа. В этом случае освоение моделей совместного действия происходит ситуативно и качественного изменения содержания образования не происходит. Именно организации образовательного содержания совместного действия на уроке позволяет связать изучение программного материала по разным предметам с совместной деятельностью как предмета образования в нашей школе.
В связи с вышесказанным мы выделяем следующие характеристики образовательного содержания совместного действия:
– организация ситуаций понимания изучаемых явлений участниками совместного действия. В традиционном подходе понимание сводится к воспроизводству содержания учебного материала или способа работы, предложенном учителем. При этом позиция педагога – это позиция руководства действиями учащихся. При организации образовательного содержания совместного действия организация понимания изучаемых явлений связана с актуализацией и реконструкцией личного опыта участников действия, связанного с исследуемыми явлениями и построением на его основе разных представлений и пониманий явления детьми и педагогом и самоопределением относительно разных пониманий;
– проектирование участниками совместного действия содержания совместных действий по изучению явлений. Тематика занятий всегда определялась только педагогом. Партнёрский тип педагогической деятельности предполагает, что в определении содержания совместных действий могут участвовать и дети;
– использование участниками совместного действия разных его типов (моделей) для освоения учебного материала. Принципиальным отличием организации образовательного содержания совместного действия при разворачивании учебной темы является возможность выбирать и соорганизовывать разные способы освоения учебного материала;
– выработка участниками совместного действия критериев анализа и оценки своих учебных достижений и результатов освоения учебного материала. Изменение характера соорганизации действий детей и педагога связано и с тем, что их функции перераспределяются. Поэтому внешняя оценка педагога, организация рефлексии способа деятельности педагогом по выработанным им основаниям должны дополниться в организации образовательного содержания совместного действия участием детей в выработке критериев результативности совместных действий.
Были выделены четыре разных типа предметных знаний и их эмпирические признаки:
– знание – информация. Воспроизводство внешне заданного алгоритма, внешне заданной связи между характеристиками и понятиями без возможности получения нового знания. В основе ЕГЭ лежит только этот тип знаний;
– знание – средство. Если понятие получено как способ решения проблемы, то этот способ может быть перенесён на решение другой подобной проблемы. Результатом такого переноса является самостоятельное получение нового физического понятия или реализация проектного замысла;
– знание – позиция связано с переносом позиции на новые опыты, на новую реальность. В отличие от предыдущего типа, помимо возможности решения проблемы в этом типе знаний возможна и постановка новых проблем, причём их множество, так как позиция – это связь понятий. В основе этого типа знаний лежат исследовательские работы;
– знание-понимание проектируется как выражение своего понимания на разных предметных «языках». Построение связи между разными предметными содержаниями, нормами – существенный признак этого типа знания.
Сергей Колпаков, учитель физики средней школы №49 города Томска, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Полностью материал опубликован в №3 \”Учительской газеты\” от 21 января 2014 года.
В качестве приложения – рефлексивные тексты детей. В прикрепленном файле – детские работы.
Рефлексивные тексты детей
7 класс.
«На уроках физики я научилась решать задачи, связанные с переводом одних единиц измерения в другие. Раньше у меня возникали трудности с этим… В уроках физики я бы изменила тему урока. Мне было бы гораздо легче, если бы тема была более сформулированной с самого начала урока. И ещё было бы лучше, если бы на одном уроке давалось меньше формул, и формулы давались только по теме». (Чернова Соня)
«Уроки физики интересней остальных. Здесь мы всё изученное можем обосновывать на практике. Можно посмотреть на изучаемые темы с другой, объёмной стороны». (Алдохин Саша)
«Уроки физики отличаются от других тем, что здесь есть выбор. Я могу выбирать то, что мне нравится. Иногда даже сложно выбрать ту или иную работу, так как хочется провести все эксперименты… Я гораздо больше запоминаю, когда вижу, а не просто представляю». (Дергачёва Таня)
«На физике мы часто делаем проекты и исследовательские работы, сами на практике видим ту или иную тему. Значит, мы лучше усвоим тему. На других уроках этот способ работы невозможен. Лично мне эти виды работы помогают лучше усвоить тему. Также мне понравилось то, что мы сами выводим тему и доказываем свои версии. Мне понравилось делать проект в группе. Во-первых, мы учимся выдвигать идеи и договариваться. А, во-вторых, пробуем себя в роли учёных (создавать тех. паспорт, решать проблемы)». (Колтунова Катя)
«Есть такие предметы, которые требуют высчитывания, логики (математика), обсуждения, высказывания разных идей. А вот физика включает в себя все факторы, поэтому возникает вопрос: в какую область отправиться? Для меня это было обсуждения, разговоры. Это я умею. А вот считать не очень и больше «4» получить мне нельзя. Конечно, я стремлюсь познать всё, но как свойственно мальчикам познать им тяжелее, чем девочкам. Я думаю у многих, а точнее у тех, кто хочет учиться, возникает этот вопрос. Поэтому я бы хотел анализировать все данные всех сочинений, проводить углубление для тех, кто не понимает, как размышлять или как считать задачи. Конечно, это присутствует, но не все хотят заниматься. Главное заинтересовать ученика, предоставить ему свободу действий, чтобы ему было интересно, как случилось со мной». (Шостак Данил)
«До введения уроков физики я слышала, что физика ужасно сложный урок, и, скорее всего меня не заинтересует. Но мне удалось переубедиться в этом, так как если считать по сложности, то я не спорю, это достаточно трудно, но интересно. И главное знать формулы и иметь заинтересованность в этом. Мы рассмотрели достаточно интересные темы, которые участвуют в круговороте всей жизни…». (Шутина Аня)
«Уроки физики отличаются тем, что мы на этих уроках получаем много новых знаний. Здесь интересные задания, лабораторные работы, приборы. Монорельс на воздушной подушке мне понравился больше всего… Мне интересно потому что: 1) мы открываем для себя новые явления; 2) на уроках часто бывают лабораторные работы; 3) уроки физики проходят живо и интересно». (Захаренко Илья)
«На уроках физики я узнал: 1) что всё, что находится вокруг нас, можно исследовать и измерять с разных сторон; 2) мне раскрылась широко тема «Движение»; 3) что над всем можно провести интересные опыты и эксперименты». (Липский Саша)
«Мне очень понравились наши уроки физики, потому что у нас много работы в группах и много выбора. На уроках физики я узнал много интересного, например, что такое исследовательская работа, что в неё входит, какие действия нужно предпринимать. Так же в ней нам дают свободу выбора, то есть нам дают формы работы, а мы просто выбираем форму, и доводим её до конца своими идеями и размышлениями. Я хотел бы, чтобы мы как на геометрии сами ребятам представляли новую тему». (Колпаков Слава)
«Мы узнали то, что всё, что происходит вокруг нас – физические явления, как эти явления происходят. Это скорость, взаимодействие времени, силы, ускорения, связанных с силой противодействия, это плотность, связывающая единицы измерения…Я бы поставил себе «4», только с минусом, так как я плохо понял некоторые темы, пропустил несколько практик, но это тоже можно изменить. Ещё я немного путаюсь в выборе работ. Когда есть выбор, конечно легче, но глаза разбегаются, и я теряюсь». (Разумов Миша)
«На физике мы часто работаем в группах и меньше пишем, чем рассуждаем и работаем устно. Но мне кажется, что устная работа, если внимательно слушать и рассуждать вместе с классом, то такая работа лучше усваивается и она интересна. В начале у меня были трудности с решением задач, потому что я не всегда внимательно слушал и из-за отсутствия интереса. Но интереса не было, потому что я не слушал, а когда он появился, то и успехи стали появляться» (Буленко Лёня).
«Здесь можно работать в группах над приборами, делать опыты и т.д. С помощью этого урока я научилась немного побольше работать самостоятельно. Было интересно разрабатывать идеи и воплощать их в реальность. Этот урок мне нравится, но я бы хотела чтобы на физике было больше творческих заданий (например, опыты и приборы)». (Иноземцева Таня)
9 класс.
«На уроках физики, в отличие от других уроках, мы учимся вводить термины через собственное представление о предметах. Например, термин «модель» – через свое представление. На таких уроках в тему вникает весь класс, ведь тут может вникнуть любой человек без каких-либо знаний о физике. Наиболее запоминающимися для меня уроками были уроки оптике. Тогда все (по крайней мере, многие) были заинтересованы, были проведены интересные опыты, всем было интересно». (Разборова Надя)
«Физика для меня очень сильно отличается от других предметов. Ну, во-первых, на этих уроках мы в большей части рассуждаем, пытаемся разобраться и понять, и только потом мы начинаем решать разнообразные задачи. Во-вторых, мне очень нравится предмет, и я буду связывать это предмет со своей дальнейшей жизнью. Мне нравится, что учитель все понятно и доступно объясняет, дает высказать свое мнение, и позволяет часто работать в группе. Мы часто работаем в группах и совместно обсуждаем темы. Мне очень хорошо запомнился урок 10 числа, когда мы делали лабораторную работу (устанавливали зависимость между действием и изменением движения), на том уроке мы что-то считали, проводили опыты и в конце построили график и вывели сами формулу». (Кухальский Вова).
«На уроках физики мы чаще проводим опыты – это понятно, ведь физика – экспериментальная наука. Но мы на физике часто выполняем опыты сами, своими руками – более того, именно на физике мы научились выводить зависимость из опыта. На физике больше возможности выполнить какое-нибудь интересное задание. Помню, как в 7 классе делал работу по давлению – высчитывал, какое давление на поверхность оказываю при ходьбе. Мы частенько работаем в группах, ставим опыты или просто решаем задачи. Но что меня коробит – то же, что на других уроках – я часто попадаю в группу не особо успешных одноклассников. И бывает так, что я фактически один работаю в группе и еще кому-то что-то должен делать. Если бы не этот факт, мне бы, наверное, даже нравилось работать в группе… Мне очень интересна физика – то, что мы видим в обычной жизни, физика объясняет логикой. Я еще не научился смотреть «взглядом физика» – видеть подтверждение законам природы в обыденных ситуациях. Но мне кажется, это умение может очень пригодится». (Сазонов Данил)
«Здесь нужно очень хорошо проявлять фантазию, воображение незаменимо, в этом уроке ученик должен хорошо работать логикой, причем не только математической. Больше всего нравится, когда учитель физике пытается не только внедрить знания, но и пытаться делать это через рассуждения, разговор, применения и примеров. Когда объясняется новая тема, нужно также рассуждать о ее применении в современной жизни, об интересных фактах и прочее. Если учитель только будет давать формулы, информацию о теме и не проявлять никого интереса, то и у учеников пропадет интерес к этой науке. Если учитель сам не заинтересован этой наукой, он не пробудит интерес у своих учеников. Проводить групповые экспериментальные работы – это тоже интересно. Единственное, что не всегда все в группе заинтересованы этой работой». (Гилёва Света)
«Больше всего мне нравится, когда на уроке проводятся обсуждения, выдвигаются предположения относительно чего-либо. Это помогает по-своему понять тему и знать, о чем идет речь. Также мне нравится, когда Сергей Николаевич предлагает быть консультантами. Потому что, на мой взгляд, это эффективно (вместе можно много понять и сделать).
Для меня на физике интересны моменты обсуждения, когда мы разговаривали об астрофизике и радиоактивном изучении. Когда мы сами для себя выводили понятия. Когда для выбора формы зачета можно выбрать тему, которая связана не только с физикой, но и с другими предметами, и даже не предметами – событиями, новостями.
Только на физике, я могу высказать свою точку зрения так, чтобы ее тут же не начали оспаривать. Учитель всегда прислушивается к мнению учеников, что я считаю очень важно. Благодаря этому дети могут быть открытыми и заинтересованными, так как Сергей Николаевич всегда предлагает посмотреть на какое-либо явление с разных сторон. Так вдвойне интереснее изучать физику, чем просто так «сухо» проходить школьный материал… Мне нравятся действия, когда учитель предлагает высказать разные версии и свои мнения по какому-либо поводу… Мы всегда работаем в группах, парах и нас всегда привлекают в разные интересные работы.
Мне всегда запоминаются именно те моменты на уроках физики, когда мы связываем явления с чем-то совсем другим. Пример, магнитное поле мы связывали с сельскохозяйственным и футбольным. Модель атома с фотомоделью и моделью Земли. Я, считаю так легче разобраться и понять такие сложные темы. И получается, что это уже не абстракция, а наглядные примеры и наглядное изучение».
Свободные диалоги с учителем: ученик – гипотеза, догадка; учитель – критика, усовершенствование гипотезы. Нет страха говорить, зная, что учитель не поставит плохую оценку за неправильное высказывание, а поможет тебе. Мне понравились лабораторные работы, исследовательские уроки (как по теме «Теплота» или «Оптика»)». (Лобаненко Антон)
Комментарии