Для современной системы образования крайне важной является задача «не потерять» ни одного ребенка, создать индивидуальные и по возможности наилучшие условия для каждого обучающегося.
Что подразумевает такой индивидуальный подход? Обратимся к новому Закону об образовании. Ключевыми принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в нем названы свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон). И как логическое продолжение указанных принципов в ст. 34 Закона закреплены академические права обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, обучение по индивидуальному учебному плану. Законодательно закреплено также и понятие «индивидуальный учебный план». В свою очередь образовательная организация (далее – ОО) обязана соблюдать права и свободы обучающихся и их родителей (законных представителей), обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, применяя формы, средства и методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей. Для ОО эта задача не новая – в контингенте каждой школы всегда были дети, которые по тем или иным причинам выбивались из общешкольного образовательного процесса, учебного графика (юные таланты и гении, часто болеющие дети или дети с ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и т. п.). В отсутствие должного правового регулирования получение качественного образования такими детьми зачастую зависело от доброй воли администрации школы, которая шла навстречу ребенку и семье или оставляла их один на один со своей проблемой. Добрая воля школы, в свою очередь, нередко заключалась в том, чтобы закрыть глаза на пропуски занятий, выдать документ об образовании и облегченно вздохнуть после ухода из школы «неудобного» ученика. Ученик же зачастую двигался дальше по взрослой жизни с невысоким уровнем образования и воспитания, теряя перспективы полноценного развития, испытывая тревогу за завтрашний день. Теперь Закон создал правовую платформу для взаимодействия школы и семьи, побуждая стороны к сотрудничеству в интересах ребенка, но в то же время не ограничивая их в выборе форм и вариантов такого сотрудничества. Новые федеральные образовательные стандарты общего образования прямо указывают на индивидуальный учебный план как инструмент развития потенциала обучающихся (прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ), который проектируется при непосредственном участии детей и родителей и реализуется при поддержке тьютора. Школа самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности, в разработке и принятии образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий. Поэтому именно она должна определить подходы и правила организации образовательного процесса по индивидуальному плану, закрепляя их в своих локальных нормативных актах. Таким образом создается единый правовой механизм школы, который упорядочивает и переход учащихся к обучению на основе индивидуального плана, и соответствующий образовательный процесс при сохранении индивидуализации содержания образовательной программы. Эта работа, безусловно, требует высоких профессиональных навыков административного и педагогического персонала, времени, творческого подхода. Требует она и совокупных усилий коллегиальных органов управления ОО, эффективного взаимодействия с учредителем и другими ОО по созданию материальных и кадровых условий реализации образовательных программ на принципах индивидуализации. Но без этой деятельности невозможно выстроить гармоничное сотрудничество между всеми участниками образовательных отношений, обеспечить усвоение основной образовательной программы на хорошем качественном уровне каждым ребенком, что является достоинством школы и формирует ее репутацию. Разработка и внедрение в практику индивидуальных учебных планов вызывает у руководителей и педагогов множество вопросов и опасений. Как разработать и принять положение об индивидуальном учебном плане? Какое место такое положение должно занимать в системе нормативных актов школы? Как сочетать реализацию новых образовательных стандартов с запретами и рекомендациями медицинских работников? Можно ли увеличить срок освоения образовательной программы? Как организовать промежуточную аттестацию при ускоренном ее освоении? Ответить на эти и другие вопросы вам поможет работа с электронной системой «Образование». С ее помощью вы сможете узнать больше о разработке, оформлении и реализации индивидуальных образовательных планов, ознакомиться с шаблонами и примерами соответствующих положений и приказов. Региональные блоки системы позволяют учесть в работе требования нормативных правовых актов субъектов РФ, к полномочиям которых относится, в частности, организация обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях. Совокупный опыт методистов и практиков при юридической поддержке экспертов в сфере образования поможет администрации школы обрести уверенность в решении самых сложных управленческих задач. Возьмите в помощники электронную систему «Образование», и работать станет гораздо легче!Татьяна БОДЯКИНА, эксперт электронной системы «Образование»
Комментарии