search
main
0

Органайзеры и супервайзеры. Мордовскому госпединституту реформы не страшны

С введением нового профессионального стандарта педагога особая ответственность возлагается на вузы, где учатся будущие учителя. Не секрет, что многие педвузы, пережив укрупнение, переориентированы на подготовку специалистов самых разных направлений. В отличие от них Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева сохранил свой статус и ориентированность на подготовку учителей.

В 2014 году этот вуз стал участником масштабного федерального эксперимента по модернизации педагогического образования. Апробируя новые модули образовательных программ, Мордовский пединститут наладил  сетевое взаимодействие с семью вузами России: Московским педагогическим государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А.Шолохова, Московским городским педагогическим университетом, Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В.Ломоносова, Южным федеральным университетом.Преподаватели и студенты МГПИ им. М.Е.Евсевьева стали соисполнителями 10 федеральных проектов по прикладному бакалавриату, профессиональной (педагогической) магистратуре, академическому бакалавриату. В реализации проектов приняли участие все факультеты института. На факультете педагогического и художественного образования, факультете психологии и дефектологии реализовано по три проекта. В целом коллектив института довольно молодой: средний возраст преподавателей 39 лет. Все охотно вливались в эксперимент.Вуз сделал ставку на практико-ориентированность подготовки студентов. Здесь апробированы программы встроенных рассредоточенных практик, предусматривающих постепенное усложнение видов работы. Внедрены новые формы учебной работы со студентами (критериальное и прогностическое оценивание, совместное проектирование и проведение занятий с использованием ИКТ, оценка реальных действий педагога и другие). Созданы проекты мультимедийного портфолио педагога, подготовлены индивидуальные «Органайзеры образовательно-профессиональной деятельности» студентов. Разработана система рейтинговой оценки студента с учетом результатов оценивания супервизором.Для эффективного прохождения практики были определены стажировочные площадки для студентов, назначены кураторы от вуза и супервизоры от школ. В эту работу включились саранские школы:  гимназии №19 и 23, школы №22, 24 и 28, лицей №31  и ряд других образовательных организаций, в том числе специальные (коррекционные) школы. Результатом выстроенной системы практической подготовки стала цепочка «преподаватель – супервизор – студент – конкретный результат».Особое значение в модернизации содержания образования и внедрения сетевых форм обучения имеет развитие электронной библиотечной системы. В библиотеке вуза созданы базы электронных версий публикаций, изданных преподавателями института, доступ к которым имеют все студенты. В этом году ожидается серьезное пополнение электронной библиотеки.Как результат среди выпускников последних лет выше  закрепляемость в школах: 82% из 729 выпускников 2015 года института  трудоустроены, 77% пошли работать в школу.Отметим, что результаты эксперимента широко обсуждались в научно-педагогическом сообществе. А  независимый мониторинг показал, что апробация экспериментальных модулей в рамках реализации проектов модернизации в целом проведена успешно: профессиональные компетенции у большинства студентов сформированы на высоком уровне. Лучшие результаты компьютерного тестирования студентов были получены по профилю «учитель-дефектолог».Вместе с тем апробация модернизированных образовательных программ вскрыла ряд проблем, от решения которых зависит качество подготовки будущих педагогов. В частности, не разработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия, не определены зоны ответственности субъектов сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов обучающихся, отсутствуют подготовленные к новому формату проведения практик педагоги-супервизоры в образовательных организациях.Эксперимент в области модернизации педагогического образования продолжается. В конце 2016 года ожидается принятие образовательных стандартов четвертого поколения. Институт и кафедры, участвовавшие в федеральном эксперименте, готовы к работе в новых условиях, к обучению педагогических кадров нового типа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте