29 августа православные христиане отмечают перенесение в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. В народном календаре – Ореховый Спас. Наши предки в этот день освящали орехи, яблоки и другие плоды. А еще – пекли хлеб, чтобы накормить им путников, соседей, родственников, нищих.
29 августа в православных храмах будут вспоминать историю, связанную с Нерукотворным образом Господа Иисуса Христа. Согласно преданиям, в сирийском городе Эдессе жил царь Авгар, которой был болен проказой. Муки и страдания довели его до исступления. Однажды ему рассказали об Иисусе Христе и его способности исцелять людей. Поскольку добраться до Иерусалима царь не мог, он отправил туда слугу, попросив его нарисовать Христа.
Но задача оказалась невыполнимой. Каждый раз, как только слуга начинал рисовать, образ Христа менялся и рисунок получался размытым. Тогда Христос умылся и промокнул лицо тканью. На ней тут же проступили черты его лица. С этим образом слуга вернулся к своему господину. Увидев лицо Всевышнего, от которого исходила благодать, царь упал на колени и начал молиться.
Произошло чудо: болезнь отступила, и Авгар полностью исцелился. Ткань с изображением Иисуса Христа называют первой иконой. В XIII веке, во время крестового похода, святыня исчезла, но из года в год православные христиане поклоняются копиям изображения, сделанного когда-то по просьбе сирийского царя.
Народный календарь: Ореховый Спас
В народе праздник, посвященный Нерукотворному образу Иисуса Христа, назвали «Ореховым Спасом». У него есть и другие имена: «Спас Нерукотворный», «Хлебный Спас», «Холщовый спас», «Спас на холсте».
Этот день объединил как церковные, так и народные традиции. Наши предки считали, что в Ореховый Спас они отмечают праздник нового урожая.
Август богат на такие события: в этом месяце три Спаса. Череду событий открыл Медовый Спас, за ним последовал Яблочный, их отмечают 14 и 19 августа. А завершением является Ореховый Спас, который так же, как и два предыдущих события, празднуют в один и тот же день – 29 августа.
О трех разных Спасах наши предки говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй – яблоки едят, на третий – полотна продают да хлеб припасают». Как правило, с Орехового Спаса крестьяне начинали продавать полотна и холсты.
Ореховый Спас: что можно делать
В старину и млад, и стар знали: этот день нужно начинать с церкви. 29 августа (16 августа по старому стилю) в храмах проходят праздничные богослужения. Люди приходят, чтобы помолиться и освятить продукты нового урожая.
29 августа молитвы обращают к Феодоровской иконе Божией Матери. У нее просят исцеления от недугов, ищут защиту от врагов и стихийных бедствий. Кормящие женщины молятся о прибавлении молока, беременные просят помочь при родах.
На панихидных столах в этот день появляются орехи, яблоки, мед и другие продукты, имеющие отношение к новому урожаю. Как правило, приносят пироги и караваи, испеченные из свежего зерна с добавлением орехов. После освящения часть продуктов забирают домой, часть оставляют в церкви для всех нуждающихся, кому помогает приход, или раздают нищим.
Ореховый Спас считается идеальным днем для сбора урожая, заготовки овощей, грибов, ягод и орехов на зиму. Хорошим знаком считаются праздничные столы. Готовить все, что угодно – Успенский пост остался позади, так что ограничений на еду нет, но объедаться все равно не следует.
В старину к застолью приглашали родственников, знакомых, соседей, случайных прохожих. Наши предки знали: чем больше счастливых и сытых людей будет в их доме, тем удачнее сложится следующий год.
В Ореховый Спас можно погадать на орехах. Прежде нужно загадать желание. Потом взять любой свежий орех и сломать скорлупу. Если орех будет зрелым – желание исполнится.
Хозяйки с утра пекли хлеб, пирожки и булочки, которыми угощали гостей и нищих. В Ореховый Спас полагалось дарить символические предметы. К примеру, полотенца. В числе памятных даров могут быть орешки и пирожки с разнообразной начинкой.
Хорошей приметой считалась баня. В этот день положено париться вениками из орешника – они защитят от сглаза.
Ореховый Спас: народные приметы
У каждого народного праздника есть свои приметы. Наши предки знали: удача и везение ждут того, кто в Ореховый Спас увидит змею. Если в этот день разразится гроза, следующим летом будет тепло. Если идет дождь, он задержится еще, как минимум, на два дня.
Первый сорванный орех подскажет, как пройдет будущий год. Если плод будет спелым и вкусным – к радостям, успехам и везению, если зеленым – к значимым новостям, если гнилым – к беде, если пустым – к проблемам.
Первый орех, найденный в этот день, полагается съесть самому. Второй – отдать любому человеку. Это защитит от сглаза.
29 августа именины отмечают: Анна, Герасим, Степан, Яков, Александр. Люди, рожденные в это время, с детства стремятся к самостоятельности. Они быстро знакомятся, заводят друзей и подруг, умеют устанавливать хорошие отношения с коллегами и соседями. Знают, как быстро погасить конфликт, вернуть мир и покой в семью или коллектив.
Ореховый Спас: чего нельзя делать
Ореховый Спас – не время для конфликтов и скандалов. В этот день нельзя повышать голос на женщин, стариков и детей. 29 августа также запрещается:
- Оставаться в одиночестве – оно может затянуться очень и очень надолго.
- Стричь ногти и волосы – к потере удачи и везения.
- Отказывать в просьбе о помощи – к нищете.
- Пользоваться чужими полотенцами – чужие проблемы и болезни станут вашими.
- Лениться – к черной полосе в жизни.
В Ореховый Спас строго-настрого запрещается проявлять знаки неуважения к хлебу. В этот день хлебные изделия нужно съедать до последней крошки. Нарушителей запрета ждут проблемы с финансами.
Поверья и приметы – неотъемлемая часть любого народного праздника. Верить им необязательно. Но знать, чему радовались наши предки, а чего опасались, никому не помешает.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, как встретить и провести Яблочный Спас. Сообщило о традициях праздников Успение Пресвятой Богородицы, Матвей Тиховей, Тихон Страстной, Фотя Поветенный, которые отмечают 28, 27, 26 и 25 августа. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским обычаям и приметам.
Комментарии