В настоящее время актуальным остается высказывание Генри Форда «Объединяться вместе – начало, быть вместе – прогресс, и работать вместе – успех». Так, в июле 2013 года в состав школы №305 вошли четыре детских сада. Каждый со своей историей, традицией и укладом.
Объединение было только первым этапом. Безусловно, нам казалось, что, выполняя одинаковые образовательные функции и задачи, мы не столкнемся с большими проблемами, так как коллективы были стабильные, сплоченные и профессиональные.Но работа над составлением единой образовательной программы, а в дальнейшем и ее реализация показали, что не все поняли или восприняли данный проект правильно. Одна часть коллектива предлагала новые инновационные идеи, неординарные решения, другая, напротив, была за консерватизм.Однако хорошо известно, что жизнь не стоит на месте. Все развивается и совершенствуется, и даже самое лучшее.Сегодня дети, живущие в информационном, цифровом мире «опережающего развития», своими потребностями в его познании активно влияют на содержание и формы организации работы с ребенком, что предъявляет иные требования к профессиональной деятельности педагогов в частности и школы в целом.И тогда родилась идея проведения ежегодного конкурса профессионального мастерства «Орбиты творчества», цель которого выявление, поддержка, продвижение лучших практик в сфере образования и развития дошкольных отделений и начальных школ. Одной из задач конкурса стало формирование педагогического сообщества профессионалов, то есть команды единомышленников.В 2017-2018 учебном году была определена тема конкурса, направленная на коллективную работу, – «Команда. Партнерство. Результат».Большой интерес у воспитателей и специалистов дошкольных групп вызвала номинация «Стандарты дошкольного образования: взгляд в будущее», нацеленная на саморазвитие, прогрессивные идеи создания предметно-развивающей среды и другие вопросы улучшения системы московского образования.Работая над проектом «Создание развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования», участники команд опирались на ФГОС, направленные на развитие и поддержку детской инициативы, в связи с чем и среда, в которой обучается ребенок, должна изменяться.Стоит отметить, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда – это как 3-й педагог. Исходя из этого, участники конкурса изучили опыт других стран по вопросу организации такой среды для реализации дошкольного образования и провели внутреннюю комплексную оценку качества образования в дошкольных группах, используя валидный инструмент «Шкалы ECERS-R».Результатом работы стал интерактивный макет группового трансформируемого помещения, в котором представлена развивающая предметно-пространственная среда. Она меняется в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей, что позволяет уйти от стационарного размещения уголков с сюжетными играми и фиксированными темами и сюжетами. Данный интерактивный сборно-разборный макет стал частью игрового оборудования для воспитанников, которые, используя его в игре, самостоятельно расставляют мебель и по-своему зонируют пространство.Среди представленных работ также выделился и практико-ориентированный проект на тему «Выстраивание системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса».Его актуальностью стала взаимосвязь семьи и детского сада как одного из важнейших факторов повышения качества воспитания подрастающего поколения. Цель данного проекта – организация условий для создания благоприятного климата образовательного учреждения с применением эффективных педагогических технологий.Команда участников поставила перед собой задачу повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей и привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.Ключевым результатом стала система работы педагогического треугольника: воспитатель – специалист – родитель.В целях выстраивания эффективных партнерских отношений команда педагогов представила ряд реализованных интересных практик, таких как, например, проведение утренней гимнастики с привлечением родителей; создание цикла педагогических гостиных для родителей «От успешного взрослого к успешному ребенку», проведение семейного квеста «Игры нашего двора», а также неделя активного родителя и многое другое.Традиционные выездные экскурсии педагогов по музеям и паркам совместно с воспитанниками и их родителями открывают большие возможности для наших выпускников и в дальнейшем способствуют успешному участию в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», а также создают благоприятные условия для формирования мотивации и способности к саморазвитию.Московское образование предоставляет много возможностей. В современных условиях доступны и виртуальные экскурсии, но ничто не заменит тех эмоций, которые дети получают в живом общении с экскурсоводом в реальной обстановке.Необходимо также отметить, что данная система работы направлена на совершенствование эффективности педагогического процесса при построении партнерских отношений с семьями воспитанников, на формирование положительного эмоционального микроклимата при взаимодействии с родителями, а также на обогащение опыта межличностного общения всех участников процесса. Безусловно, происходит вовлечение семьи в единое образовательное пространство.Итогом стало обобщение результатов педагогических технологий и выстраивание перспектив развития дошкольных групп в нашей школе.Участие в конкурсе профессионального мастерства «Орбиты творчества» повысило степень профессиональных взаимоотношений педагогов, что позволило сформировать команду с партнерскими задатками, заточенную на результат. Произошло включение в коллективную профессиональную деятельность, где уместно вспомнить слова В.Белинского: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».Вместе с тем формированию командного взаимодействия способствует также цикл деловых игр «Мы – команда!», организованных педагогом-психологом А.С.Корниловой.После объединения нам также пришлось по-новому выстроить и систему взаимодействия «воспитатель – учитель», так как в нашей школе несколько лет назад очень остро стоял вопрос перехода воспитанников из дошкольных групп в начальные классы.Начали работу классически, с родительских собраний в старших и подготовительных группах, куда председатель методобъединения учителей начальных классов пригласила педагогов 3-х и 4-х классов.В дальнейшем в соответствии с планом преемственности первого и второго уровней образования были проведены круглые столы «Этот важный 0,1: кто и что на него влияет», «Система преемственности дошкольного и начального школьного уровней образования». Состоялась содержательная панельная дискуссия на тему «Эффективность психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников». Совместно с родителями воспитатели и учителя провели круглый стол «Мой ребенок – будущий первоклассник».В конце учебного года традицией стало передавать учителям индивидуальные образовательные маршруты воспитанников дошкольных групп, так как это важная составляющая компонента образовательной среды, необходимая для успешной адаптации будущих первоклассников в начальной школе. Это позволило специалистам своевременно информировать учителей о том, какую психологическую среду и условия для успешного обучения детей необходимо создать. Здесь важно обозначить, что преподаватель выступает в качестве преемника, который бережно принимает хорошо знакомое ему детское сообщество как совокупность личностей и продолжает его развитие. Только в этом случае можно говорить о подлинной преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Более того, в рамках дополнительного образования на базе школы организован кружок «Будущий первоклассник».Подводя итоги, можно сказать, что данная система работы несет в себе концепцию содержания непрерывного образования. Уже в настоящее время это позволило повысить процент перехода воспитанников из дошкольных групп в начальную школу с 51 до 69%, что в свою очередь способствовало повышению показателей результативности работы дошкольных групп и общих рейтинговых показателей школы.Наша школа работает как открытая система. Это в первую очередь проявляется в широком вовлечении семьи в образовательный процесс. Проведенные анкетирования и экспресс-опросы показали, что родители удовлетворены работой дошкольных групп и все больше выбирают нашу школу.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что при объединении детских садов со школой дошкольные группы получили свой новый виток развития. Поэтому сегодня, работая вместе, мы работаем на будущее наших детей!
Елена ПАДЕРИНА, методист школы №305;Ольга ЗАМАРАЕВА, воспитатель школы №305
Комментарии