search
main
0

Оранжевый еж: во всем мне хочется дойти до самой сути

Электронный журнал как символ детской фантазии, творчества и любознательности

В марте в нашей школе №2009 появился «Оранжевый еж» – электронный журнал, предназначенный для дошкольников, их родителей и педагогов. Он объединяет всех нас и готовит будущих первоклассников к тому, что их ждет в большом и незнакомом мире образования.

Закомят дошкольников с тем, как живут школьники, по традиции сами ученики начальных классов. Это происходит в режиме онлайн – с помощью видеороликов. Среди прочего рассказы о таких событиях, как день мастера на все руки, день мастера театральной сцены, неделя мастера живописи, скульптуры и архитектуры, фестиваль «Узнайки и умейки».

Малышей знакомят и с журналом «Простор», литературным альманахом юных писателей, поэтов и иллюстраторов, который придумали и издают ученики и учителя начальной школы нашего образовательного комплекса. Дошкольникам, их родителям и воспитателям очень понравилась идея, и им захотелось издавать свой журнал.

Но мы решили не только и не столько показывать творческие успехи наших детей, но и рассказывать о жизни наших дошкольных групп в целом – обмениваться новостями, рассказывать, что, у кого и как происходит, обсуждать самое интересное, учиться друг у друга. Это происходит в таких журнальных рубриках, как «События нашей жизни», «Педагоги сочиняют, играют, творят вместе с детьми», «Исследования и изобретения узнаек и умеек», «Старшие – младшим».

Уже сейчас можно сказать, хотя наш журнал еще очень молод, он помогает и детям, и взрослым узнавать интересы друг друга и находить среди них общие, обмениваться идеями и вместе реализовывать их, обогащая, добавляя при этом свои изюминки. Иначе говоря, журнал помогает нам объединяться и обогащать друг друга, чтобы вместе решать вопросы образования и развития наших дошкольников.

Например, в рубрике «События нашей жизни» второго номера нашего журнала мы знакомили читателей с тем, какие интересные и разные города и страны придумали ребята подготовительных к школе групп детских садов нашего образовательного комплекса. Это и Город будущего ТИН (город технологий, изобретений, науки), и Страна Самоделкиных, и Страна маскировки, и Страна мастеров, и Страна супергероев, и Страна цирка. Ребята рассказали друг другу (и всем желающим!) о том, как создавались их города и страны, как они устроены, что в них происходит, пригласили к себе в гости, обменявшись ви­део­при­гла­ше­ниями. Такое знакомство с жизнью «соседей» помогло сделать детские игры еще более интересными и развивающими, дало возможность пообщаться со сверстниками, с которыми, возможно, они встретятся, придя в первый класс. И тогда будет легче найти новых друзей! Кроме того, мы уверены, что наши нынешние подготовишки – и дети, и взрослые, – узнав про эти города и страны, придумают что-то свое, не менее интересное! И это поможет общаться и подружиться и им тоже.

А вот что «Оранжевый еж» рассказал о том, как увлекательно и по-разному педагоги организовали театрализованную деятельность детей в дежурном детском саду этим летом в зависимости от интересов, склонностей, наблюдательности, находчивости участников, от имеющихся условий и материалов. Инсценируя сказку «Теремок», дети разновозрастной группы (3-5 лет) под руководством воспитателя Людмилы Викторовны Ковбель сделали настольный театр: слепили героев сказки из пластилина, а теремок сделали из сухих веточек, которые предварительно собрали. Позже с воспитателем Ольгой Юрьевной Архангельской дети решили сами исполнять роли героев этой сказки. Проблему декораций они решили с помощью спортивных тоннелей.

Под руководством воспитателя Натальи Геннадьевны Ждановой другая группа поступила с декорациями к этой сказке по-другому. Ребята построили теремок из больших веток. Ветки эти были предусмотрительно собраны ими накануне, когда дворник занимался обрезкой деревьев на территории детского сада. Вот что рассказала Наталья Геннадьевна о том, что было дальше:

– Старшие дети для малышей разыграли сказку «Теремок». Представление имело такой успех, что все последующие дни дети самостоятельно строили большой дом из веток, распределяли роли и разыгрывали представление сами для себя.

Наш журнал для детей. И он не годится для того, чтобы посадить ребенка перед экраном компьютера или телефона, и пусть смотрит! Мы хотим, чтобы наш «Оранжевый еж» вместе со взрослыми помогал ребенку увидеть, услышать, узнать то, что ему интересно в этом мире, расширить свой мир, сделать его еще ярче. Более того, некоторые материалы журнала предназначены для взрослых, для того чтобы они пополнили, уточнили свои знания по тому или иному вопросу, который они собираются обсуждать с детьми.

В журнале много вопросов, которые мы ставим перед детьми от имени таких героев, как оранжевый еж и Узнайка, много заданий, которые предлагает Умейка. Ответы на них дети ищут и находят, выполняя предлагаемые им задания, слушая стихи, рассказы и сказки, просматривая мультфильмы, познавательные фильмы, фото- и видеоматериалы, картины художников, иллюстрации, которые опубликованы в журнале. Все это обсуждается в группе с воспитателями и дома с родителями. При этом читатели – дети и взрослые – сами выбирают то, что им нравится, чем они хотят заниматься.

Узнайка и Умейка – это старые знакомые наших дошкольников и младших школьников. Уже больше 10 лет они приходят на наш фестиваль проектных и исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста, который ежегодно проходит в нашем образовательном комплексе (кстати, в «Учительской газете-Москва» была статья о нашем фестивале!).

Дети хорошо знают, что Узнайка – это тот, кому интересно все, кто хочет узнавать еще и еще. И при этом дойти до самой сути! (Помните у Бориса Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»?) А Умейка – это тот, кому интересно уметь все делать самому, без помощи других. Он хочет быть умелым во всем: когда ест, одевается, ищет ответы на вопросы, поет, рисует. Наши дошкольники стараются и сами становиться узнайками и умейками, обмениваясь своими открытиями, знаниями, умениями не только на фестивале, но и в повседневной жизни.

Оранжевый еж для нас – это символ детской фантазии, творчества и любо­зна­тель­нос­ти. Он родился в стихотворении, которое сочинила наша коллега Виктория Валентиновна Насоненко. Это случилось в День дошкольного работника в 2019 году, когда на праздник среди других великих педагогов к нам «пришел» Лорис Малагуцци, основоположник всемирно известной системы образования, которая начала свое существование в середине XX века в небольшом итальянском городе Реджио-Эмилия. В стихотворении рассказывается о том, что ребенок на занятии в детском саду нарисовал необычного ежа, что возмутило воспитательницу, которая, увидев его, воскликнула:

Не бывает! Не бывает

на земле таких ежей!

Он оранжевого цвета

с самых лап и до ушей!

Все неправильно! Неверно!

Никакой это не еж!

Ребенок попытался объяснить:

Ежик мой валялся в листьях

листья рыжие кругом!

Он от счастья улыбался

превратился в рыжий ком!

На его счастье, за него заступился Лорис Малагуцци:

Вот ответ вам, синьорина,

Почему здесь рыжий еж!

Отражен здесь мир ребенка.

Еж действительно хорош!

Не бывает все не верно,

не бывает все не так.

А бывает подругому,

ведь ребенок видит так!

Вот это право ребенка видеть мир по-своему и по-своему рассказывать об этом и умение, талант взрослого понимать и поддерживать детей в построении собственной картины мира очень важны для нас! Поэтому оранжевый еж полюбился и детям, и взрослым!

Придумывая эмблему для нашего журнала, дети говорили:

– Ежик должен быть умным, веселым и еще научным!

– Любопытным и разным!

– Ежик должен быть оранжевым, а таких ежиков, по-моему, не бывает… Значит, он немножко волшебный и сказочный!

– А еще он должен быть красивым!

Мы стараемся публиковать в журнале материалы, которые помогают и детям, и взрослым находить новые идеи, делать свою жизнь в детском саду интереснее и в то же время решать разнообразные задачи образования и развития детей, организуя для этого такую активную деятельность, которая нравится детям. Воспитатель Оксана Александровна Денисова рассказывает, как стихотворение Волковой «Лето уезжает» помогло ей привлечь детское внимание к, в общем-то, обычной смене лета и осени:

– Стихотворение мне очень понравилось теми образами, которые оно вызвало. Поэтому я решила с него начать, чтобы вернуть детей в нашу осеннюю тематику. Дети сразу сумели объяснить мне, что происходит: зачем лето забрало с собой в чемодане лягушек, насекомых и цветы. Они сказали, что осенью становится холодно, а насекомым, цветам и лягушкам нужно тепло, поэтому лето их забирает с собой. Все к нам вернутся, когда придет весна и снова станет тепло.

Во время обсуждения дети по очереди рисовали лето, каждый добавлял свои детали. В конечном итоге получился набросок, который помогал детям представить, что происходит по ходу чтения стихотворения.

– Так, мы решили записать стихотворение с подсказками-картинками, – вспоминает Оксана Александровна. – Для этого я читала по одной строчке стихотворения, и мы обсуждали, какие слова можно заменить на картинки, но так, чтобы смысл и ритм не изменились. Например, для строчки «из одуванчиков подушки» нам понадобились картинки «много одуванчиков» и «много подушек». Продумывали, какая из картинок лучше подойдет. Детям очень понравилось искать в тексте слова, которые можно заменить картинками. Надеюсь, что текст с картинками-помощниками будет стимулировать тягу детей к чтению. Когда я предложила нарисовать иллюстрации к стихотворению, чтобы сделать книжку, их придумывание очень увлекло детей. Включились даже те, кто не любит рисовать! Некоторые рисовали по нескольку иллюстраций. Лев нарисовал продолжение стихотворения о том, как лето отправилось в Африку. Женя и Ксюша нарисовали, как лето встретило свою подружку и они устроили праздник.

Журнал меняется в ответ на пожелания наших читателей. Появляются новые рубрики, мы собираемся рассказывать и о грядущих событиях, о том, кто и как к ним готовится (например, к Дню детских изобретений 17 января).

Мы хотим пригласить наших друзей-единомышленников из других детских садов, чтобы обсудить с ними их интересные находки. Таких творчески работающих педагогов-дошкольников в нашей стране сейчас становится все больше. Происходит это, благодаря тому что они постоянно учатся, повышают свое мастерство, обмениваются опытом.

А все же лучше один раз увидеть… Заходите на наш сайт проектошка.рф. Читайте, смотрите, слушайте наш журнал «Оранжевый еж»!

Любовь КЛАРИНА, методист школы 2009;

Инесса АШАШАЕВА, старший воспитатель школы 2009;

Виктория НАСОНЕНКО, воспитатель школы 2009

 

Комментарии

Ольга КУРЦЕВА, заместитель директора по учебновоспитательной работе школы 2009:

– Поддержка детской любознательности, активности, инициативы всегда была одной из тех целей, которые решают педагоги нашей школы. Четыре года назад мы создали журнал «Простор», для того чтобы у учащихся нашей начальной школы появилась площадка для публикаций, для развития у них читательских и писательских компетенций. Мы считаем, что одним из необходимых навыков наших учеников является способность писать с удовольствием обо всем, что им интересно.

А дошкольникам знакомиться друг с другом помогает их «Оранжевый еж». Воспитатели могут наблюдать за тем, как растут дети, которых они знают с раннего возраста. На страницах журнала мы говорим со всеми участниками образовательного процесса – с детьми, педагогами, родителями. Кроме того, журнал позволяет педагогам начальной школы получать представление о своих будущих учениках. Благодаря этому «Оранжевый еж» еще и помогает преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования.

 

Елена СОБОЛЕВА, старший воспитатель:

Уникальность этого проекта заключается прежде всего в том, что он открывает широкие возможности для создания единого образовательного пространства школы №2009 в целом (педагоги – дети – родители), а также для обмена профессиональным опытом сотрудников. В современных реалиях, когда мы активно используем информационное пространство во всех сферах нашей жизни, такой обмен опытом в данном формате как никогда уместен. В нем предлагаются конкретные методически грамотные рекомендации. Журнал побуждает настоящих профессионалов расти, находить и пробовать новые идеи.

К журналу хочется возвращаться. И каждый раз можно найти что-то новое. Он подкупает искренностью, неподдельностью. Ему доверяешь. И очень приятно видеть в отзывах родителей о журнале их вовлеченность.

 

Ярославна ПЛАХОВА, старший воспитатель:

– В условиях пандемии у всего педагогического сообщества сильно сократились возможности живого общения, обмена опытом и идеями. В нашем комплексе одной из таких площадок стал журнал «Оранжевый еж». В нем педагоги делятся примерами новых форм взаимодействия с детьми, выхода за рамки привычного, рассказывают о том, как поддержать детский интерес, организовать совместную интересную и в то же время развивающую детей деятельность. Все это из уст коллег, а не в виде лекционного материала, что намного быстрее пускает корни в практической жизни педагогов.

 

Екатерина ЧЕРКАСОВА, музыкальный руководитель:

Это здорово, что у нас теперь есть такой замечательный журнал «Оранжевый еж»! До его появления мы все жили, как будто каждый в своем «домике» (детском садике), а благодаря журналу появилось ощущение, что мы большая Страна детства. Он нас познакомил и подружил.

Я очень рада, что в журнале рассказывается о том, как праздники проходят в разных детских садах. Это дает возможность порадоваться вместе с детьми, почерпнуть интересные идеи, приемы, поделиться своим опытом.

Журнал воодушевляет и побуждает к поискам новых идей, к творчеству вместе с детьми, для детей, ради них! Спасибо, «Оранжевый еж»!

 

Оксана ДЕНИСОВА, воспитатель:

– Журнал помогает найти новые идеи! Это особенно важно, когда бывает творческий застой. Например, показав детям видео или фото из журнала, можно «спровоцировать» или направить их интерес на какое-то событие, литературное или художественное произведение, деятельность.

 

Ирина САМШОРИНА, воспитатель:

– Как здорово, что у нас есть журнал «Оранжевый еж»! В нем очень много всего интересного. Больше всего мне нравится, что есть связь с другими садами образовательного комплекса и мы можем увидеть опыт педагогов, разные направления их деятельности.

«Оранжевый еж» дает нам много полезной, интересной информации и идей, с которыми можно работать. Так, например, мы использовали в своей работе стихотворение Н.Г.Волковой «Лето уезжает», которое детям очень понравилось и вызвало много рассуждений. Это послужило основой для придумывания вместе с детьми осеннего праздника: мы как будто бы едем на вокзал встречать осень с тяжелыми чемоданами. О том, как пройдет эта встреча, мы обязательно расскажем.

Из журнала мы узнали о книгах-юбилярах в этом году и предложили ребятам сравнить книжный вариант стихотворения К.И.Чуковского «Тараканище» с мульт­фильмом. Они с удивлением рассказали, что некоторые эпизоды в мультфильме не показаны…

 

Инна ЗАЙЦЕВА, воспитатель:

– Каждая страница журнала – это кладезь полезной, очень интересной и занимательной информации, которой можно увлечь детей, направить их неуемную энергию в познавательное, созидательное русло. Читая страницы журнала, мы узнаем, какими интересными делами занимаются дети из других детских садов. Моих детей очень радует, когда они видят на страницах журнала свои поделки, рисунки и самих себя. Они испытывают необычайную гордость за то, что сопричастны такому прекрасному делу, как создание журнала. А сам «Оранжевый еж» стал постоянным участником практически всех наших праздничных событий.

Читайте наш любимый журнал и полюбите его так, как любим его мы!

 

Светлана СКУДОВА, воспитатель:

– Разнообразие тем и интересная подача материалов в журнале привлекают не только детей, но и их родителей.

 

Елена ВАРДАНЯН, воспитатель:

– Журнал «Оранжевый еж» очень помогает разнообразить нашу деятельность с детьми – сделать ее ярче, загадочнее и интереснее! Мы вместе проживаем его содержание. В сентябрьском номере ребята ознакомились с натюрмортом и… изобразили вазу с фруктами (методом печатания). На празднике осени дети, нарядившись вишенкой, малиной, кабачком, капустой, читали стихи из цикла Н.Г.Волковой «Фрукты – овощи» и изображали своих персонажей.

Родители знают про журнал давно и активно его читают. В октябре мама Ксюши Б. с восторгом поделилась: «Вы знаете, про наш праздник машинок написали в журнале «Оранжевый еж»!»

Благодаря рубрике «События нашей жизни» я как будто заряжаюсь новыми идеями, которые воплотили в жизнь мои коллеги! Хочется перенять их опыт и попробовать это сделать в своей группе.

Вообще, по-моему, материал журнала дает больше, чем умные педагогические книжки и лекции. Он помогает анализировать, делать выводы. Благодаря этому появляется фундамент, на котором мы строим свою дальнейшую деятельность. Попробовав новую методику, уже не чувствуешь себя белой вороной, потому что, читая журнал, понимаешь, что все воспитатели нашего образовательного комплекса ищут и пробуют что-то новое…

Мы стали ближе, более открыты друг для друга благодаря «Оранжевому ежу». И это здорово!

 

Татьяна НОВИКОВА, воспитатель:

– Если бы я была ребенком и мама прочитала мне этот журнал, что бы меня заинтересовало? Во-первых, я бы узнала, какие события происходят в других группах, как там проходят праздники. И мне это было бы очень интересно. Я бы с удовольствием пошла к ним в гости и поучаствовала в этих событиях. Наверняка захотела бы что-то из увиденного воплотить в жизнь. Моя дочь, например, очень любит мастер-классы, которые проводят сами дети, и с удовольствием в них участвует. Я считаю, что детям вообще интересно и очень полезно получать новые знания и умения друг от друга, на доступном им языке.

 

Мария ДУБОВИЦКАЯ, воспитатель:

– Материалы журнала полезны и детям, и взрослым. Каждая его рубрика отражает ту или иную сторону жизни детских садов нашего образовательного комплекса. Страницы журнала удивляют своими яркостью и новизной. Он полезен прежде всего детям, поскольку познавательная информация передается в образной форме и затрагивает воображение ребенка. Даже название журнала наталкивает ребенка на размышления и исследовательскую деятельность. Например, Дарина предположила, что на ежика светит солнце, а Лион сказал, что ежика покрасили в оранжевый цвет.

 

Наталья ДУХЛЕНКОВА, воспитатель:

– В нашей группе в начале учебного года была проблема – некоторые дети плохо ели. С середины сентября мы начали читать стихотворения, которые нашли в журнале «Оранжевый еж»: об овощах и фруктах, о супе… Это дало очень хороший результат. Дети не отвлекаются на разговоры, слушают с интересом, едят с удовольствием, при этом запоминают стихи, а потом сами их повторяют. Спасибо за интересную подборку стихов!

 

Марина КИЗИЛ, педагог дополнительного образования по экологии:

– На мой взгляд, большая ценность журнала для педагогов в том, что он осуществляет взаимосвязь между всеми дошкольными корпусами нашего образовательного комплекса и преемственность с начальной школой. Кроме того, в нем отражаются целостность нашей дошкольной образовательной программы и в то же время разнообразие форм, методов и подходов к воспитанию и обучению детей. «Оранжевый еж» не только транслирует лучший опыт педагогов, но и мотивирует к поискам новых, инновационных подходов, интересных и полезных для развития детей, открывает пути для самообразования педагогов. Каждый из них может найти в нем что-то интересное для себя, поскольку разнообразие рубрик открывает для этого широкие возможности.

Детям «Оранжевый еж» помогает войти в мир литературы, изобразительного искусства, игры, транслируя лучшее из разных культурных направлений. Он прекрасный мотиватор и генератор идей, дает возможность делиться своими детскими открытиями, радостями, интересными событиями, находками. Журнал – это такое место, где можно задать вопрос и получить ответ, заинтересоваться чем-то и узнать что-то новое!

 

Анастасия Н., ученица 1‑го класса:

– Больше всего нравится смотреть в журнале видео с участием детей. Была рада увидеть себя и своих ребят в журнале. Я увидела страничку про маскировку животных и сразу вспомнила, каких животных, меняющих окрас, знаю и по каким причинам они его меняют.

 

Есения Б., ученица 2‑го класса:

– Как много всего интересного происходит в детских садах! Когда я ходила в детский сад, мы тоже устраивали праздники, но их было маловато. Ребятам очень повезло, что у них такие воспитатели, которые заботятся об их хорошем настроении. Я узнала своего воспитателя, к которому ходила, и любимую группу.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте