Если выбрать нужные инструменты, результат будет
Справиться с новыми условиями обучения в онлайн-режиме помогли интенсивная работа по ознакомлению с разными цифровыми образовательными ресурсами, определение их преимуществ и недостатков, ознакомление с психолого-педагогическими аспектами такого обучения. Учителя ежедневно находились на связи с обучающимися и их родителями по вопросам дистанционного обучения – информировали обо всех изменениях в организации учебного процесса и режима обучения, способствовали продуктивному включению обучающихся в учебный процесс.
В электронный журнал-дневник еженедельно вносилось изменение форм проведения уроков (электронные и дистанционные), поэтому каждый учащийся имел возможность видеть действующее расписание с уроками двух видов – дистанционными (синий цвет) и электронными (оранжевый цвет).
При организации электронного обучения ссылки на учебные материалы учитель подбирал и размещал в ЭЖД. Материал уроков электронного обучения учащимся рекомендовалось прорабатывать в день урока по расписанию. Учитывая различные обстоятельства, родители могли сами составлять индивидуальный график для своего ребенка в течение дня.
При проведении онлайн-урока учащиеся могли слушать объяснения учителя, под его руководством делать записи в тетради, осваивать новый материал, выполнять задания, задавать вопросы, отвечать, видеть образовательные материалы, подготовленные учителем, проходить онлайн-тестирование.
Важно понять, что дистанционное обучение не равняется очным занятиям. Оно требует от учителя иной подготовки к урокам. Если выбрать нужные инструменты, то можно получить результаты не хуже, чем от очных занятий. Для этого учителям предлагается большой банк цифровых образовательных ресурсов, например Московская электронная школа, Российская электронная школа, Московский образовательный телеканал «МосОбрТВ», сайт Городского методического центра, сайт Городского психолого-педагогического центра ДОНМ, сайт «Мои достижения», цифровой контент издательства «Просвещение», интерактивные образовательные онлайн-платформы «Учи.ру» и «Яндекс.Учебник». Более подробно остановимся на тех ресурсах, которые оказали значительную поддержку нашим учителям в период дистанционного обучения.
Московская электронная школа стала незаменимым помощником учителей еще задолго до начала дистанционного обучения.
Эта система предлагает базу готовых сценариев уроков и библиотеку учебных материалов, что делает подготовку урока легче и удобнее, а также позволяет держать на контроле динамику обучения учеников и регулярно информировать родителей.
На Московском образовательном телеканале реализовывался проект «Учимся вместе». Ежедневно по будням на канале транслировались уроки, когда учителя знакомили зрителей с темой занятия и демонстрировали применение нового материала. Например, проводились уроки на темы «Путешествие по планете» (окружающий мир, 2‑й класс), «Морфологический разбор глагола» (русский язык, 4‑й класс), «Григорий Остер. Вредные советы» (литературное чтение, 3‑й класс).
Онлайн-платформа «Учи.ру» предлагает интерактивные курсы по разным учебным дисциплинам. Они включают интерактивные задания, видеозанятия с классом, использование онлайн-доски, общение в чате, подборку оптимальных домашних и проверочных работ, отслеживание статистики достижений учеников.
«Яндекс.Учебник» предлагает более 50000 уникальных заданий по математике, русскому языку и окружающему миру для учащихся начальных классов с возможностью проводить видеоуроки. Учителя сами выбирали те задания, которые хотели использовать на уроке.
Продолжая и в дистанте реализовывать психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в освоении образовательной программы и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специалисты использовали сервисы для организации групповых чатов Skype, Zoom, Google Meet, а также тренажер «Легко сказать», ресурсы «Играем.про» и «Бибуша.ру». Индивидуальная работа, работа в малых группах, использование интерактивных развивающих занятий позволили не только не потерять достигнутые результаты с учащимися, но и добиться положительной динамики.
В дистанционном формате проводилась и воспитательная работа. Учащиеся приняли участие в мероприятиях, посвященных 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне, в тематических днях «День талантов», «День музеев», «День танцев», «Дружбоград». Ресурсы, представленные организациями города Москвы (музеи, центры дополнительного образования), позволили продуктивно организовать данные мероприятия и объединить учащихся, находящихся дома.
Опыт дистанционного обучения, полученный учителями в этом учебном году, очень ценный. Он позволил по-новому взглянуть на образовательный процесс в школе.
Юлия СВОРОТОВА, педагог-психолог педагогического колледжа №18, кандидат педагогических наук
Комментарии