search
main
0

Опытным путем установлено… Этапы большого пути победителя всевозможных конкурсов

Имя Андрея Григорьевича СИДЕНКО известно как у нас в стране, так и за рубежом. Он не только абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013, не только обладатель всевозможных призов на самых разных конкурсах профессионального мастерства, но и хозяин очень востребованного в педагогических кругах авторского сайта, не менее популярного блога, известных тысячам пользователей аккаунтов в Твиттере и Инстраграме. Многие скажут, что уж ему-то, учителю информатики, сам Бог велел заниматься этим делом. Но, как известно, учителей ИКТ много, а Сиденко один. В чем причины его успеха? Попытаемся выяснить у него самого.

Как все начиналось- Вуз я окончил в 2007 году, а в школе начал работать еще на пятом курсе, – рассказывает Андрей Григорьевич. – В социальных сетях присутствую сколько себя помню, в Интернете – еще раньше. Правда, в те времена сайты можно было создавать только самые примитивные, потому что инструментарий был довольно скудный. Поэтому началось все с самого простого – с форумов. В частности, очень удобную площадку для этого предоставил портал pedsovet.org, который был основан в 2000 году и существует до сих пор. Темы там мог предложить каждый участник, после чего начиналось очень активное обсуждение. Кого что волновало, о том и говорили. Работали консультационные линии, одну из них, по вопросам использования программного обеспечения в школе, я сам вел, эта тема была очень популярной и нередко выходила в Топ. Потом были и другие площадки – Образовательная галактика Intel (edugalaxy.intel.ru), проекты Microsoft (education.microsoft.com), образовательный портал Polymedia (edcommunity.ru) и так далее. Как эксперт в области «Инновации в образовании» Microsoft, могу сказать, что за прошедшие полтора-два десятилетия было создано очень много всяких разных и полезных ресурсов. – Каковы были стимулы участия в конкурсах? Заявить о себе, пообщаться с другими, получить признание? Потренироваться?- Был живой интерес – взять все лучшее, что есть, собрать в своем блоге, на своем сайте и показать потом все это детям. Начинается информатика – и я практическими примерами, статьями, видео, проектами показываю, что их ждет впереди. Начинают дети что-то изучать – и задания для них я размещаю у себя. И там они смотрят не только свое, сегодняшнее, но параллельно изучают остальное, забегают вперед, углубляются в тему и пр. – А когда от участия только в чужих форумах вы перешли к созданию своих блога и сайта?- Мой сайт agsidenko.ru существует столько же, сколько и блог inform-mitishi.blogspot.ru, – с 2009 года. Они развивались параллельно. Сейчас, правда, я уже не веду блог, целиком переключившись на сайт. А раньше там было очень много вопросов, посвященных учителям, множество как учительских, так и административных тем, посвященных проблемам информатизации, – какой сервис можно использовать учителям, какие программы, какие ресурсы.Но могу сказать точно, что я изначально вовсе не старался «засветиться» везде, где только можно, и завести свои аккаунты во всех популярных сетях. Например, меня никогда не было в Живом журнале (livejournal.com) или на портале liveinternet.ru. А вот на Фейсбуке я с тех пор, когда он еще не имел локализации на русском языке. Впрочем, нельзя объять необъятное. Лучше сосредоточиться на чем-то одном. Ничего личного- У меня никогда не было блогов «за жизнь». Все исключительно по делу, посвящено вопросам преподавания ИКТ, административной работе, педагогике, информатизации образования. И я никогда не обсуждал с коллегами и детьми никакие другие проблемы. В крайнем случае, для этих целей у меня есть Твиттер @agsidenko и Инстаграм @agsidenko, хотя и они в конечном итоге тоже завязаны на образование. На мой взгляд, не стоит смешивать личное с общественным, к тому же если мы говорим о серьезных вещах, например, о том, как научиться работать с тем или иным сервисом или программой, то писать параллельно о котиках как-то некорректно. Люди приходят для того, чтобы найти в твоем блоге что-то нужное для себя. И если не находят, а видят совсем другое, то разочаровываются. – А некоторым это прекрасно удается. Они постят и котиков, и полезные советы для автомобилистов, и политические воззвания, и пикантные фото.- Может быть, но, полагаю, это только для того, чтобы попытаться угодить всем, быть интересным для самых разных слоев пользователей. Я же никогда не ставил себе цель выйти в Топ, стать тысячником, накрутить рейтинги и пр. Я ориентировался изначально именно на своих учеников. И весь ресурс был предназначен только для этого. Потом аудитория расширилась за счет учителей из других школ, которые просили некоторые вещи подробно осветить. Но у меня принцип: контент моего ресурса прежде всего предназначен для моих детей. – Что заставило бросить раскрученный блог и заняться созданием отдельного сайта? Многие топовые блогеры до сих пор не выходят за рамки собственного блога. Другие параллельно открыли свой сайт, который стал дублировать блог. Третьи ушли из блогосферы и целиком занялись раскруткой сайта. – Действительно, до определенного момента я активно наполнял свой блог inform-mitishi.blogspot.ru, и там до сих пор огромный архив очень полезной информации, библиотека интернет-контента. Но потом понял, что мне этого ресурса явно не хватает, и начал всю новую и актуальную информацию переносить на сайт agsidenko.ru, который создал еще в 2011 году на площадке ru.wordpress.org. Перебрал много разных вариантов и остановился именно на этом, по степени удобства он больше остальных понравился. Всякие там www.ucoz.ru и frontpages.ru не понравились, не люблю шаблонов. Но, если честно, движок не более чем инструмент. У WordPress он более качественный, у других производителей – менее. Мне, например, нужно, чтобы движок помогал легко размещать и тексты, и видео, и аудио, и презентации, и многое другое. WordPress позволяет работать со всем этим контентом, менять размер экрана, шрифт, цвет фона, расположение блоков, компоновать подборку фрагментов, редактировать html-код. Сайт – инструмент для образования, и этот инструмент должен быть универсальным и удобным. Форма и содержание- В последние годы вы являетесь экспертом Всероссийского конкурса «Учитель года России», оцениваете выполнение конкурсного задания «Информационный ресурс». И наверняка видели очень много самых разных сайтов. Что бы вы пожелали их создателям?- У каждого свой путь развития. Я бы хотел увидеть ресурсы, построенные на какой-нибудь совершенно новой, инновационной площадке, например, в виде ленты в Твиттере. Но главное – не форма, а содержание, мне важно увидеть ту работу, которую человек проделал, прежде чем прийти к этому ресурсу, понять, что именно ему нужно и для каких целей. Важно ведь не какого цвета кнопочка и много ли этих кнопочек, а какой контент они позволяют увидеть. Я бы посоветовал меньше заострять внимание на внешнем облике сайта и больше уделять внимания содержанию. Конечно, есть общие правила оформления сайта – например, если ты делаешь его насыщенным по цветам, то как минимум нужно делать это в соответствии со стандартными цветовыми схемами. Не нужно очень сильно заострять внимание на графическом представлении. Сайт должен быть красивым, но одновременно лаконичным и простым. Главный совет – сайт должен быть функциональным и работать как на учителя, так и на его учеников. И если я смотрю ресурс и понимаю, что человек использует весьма интересные сервисы предоставления информации, мне не важно, какой предмет он ведет, потому что любому учителю, будь то биолог, историк или музыкант, будет полезно все это взять и использовать у себя, пусть и на уровне идеи. Потому что если сайт наполнить массивными по объему потрясающими методическими разработками, которые на 40% дублируют ФГОС или расшифровывают УУДы, вряд ли какого ученика это заинтересует. В сетях правды нет- А правда ли, что учителю нужен именно свой собственный сайт, или все-таки он может пользоваться страничками на чужих сайтах, блогами в социальных сетях? Многие очень эффективно используют площадки ВКонтакте, Прошколу, Сеть творческих учителей и пр.- Мы об этом неоднократно говорили с учителями. Если речь именно о конкурсе, то напомню, задание называется именно «Информационный ресурс», и там речь может идти о самых разных вариантах, в том числе и в виде страничек в социальных сетях. Нельзя сказать, что такой вариант изначально обречен – если все правильно сделать, то можно добиться потрясающих успехов. Но, к сожалению, почти никто этот потенциал не может реализовать. К тому же, если речь идет об оценке такого ресурса, стороннему пользователю несложно запутаться на такой страничке. Думаешь, что надпись «Главное» относится к странице пользователя, а попадаешь на главную страницу социальной сети. И так далее. Повторяю, это не обязательно должен быть веб-сайт. Но ресурс должен соотноситься с критериями, прописанными в положении о конкурсе «Учитель года». Мы все понимаем, что многим учителям удобнее работать в социальных сетях, им там комфортно, и все дети их там. Но я считаю, что это не совсем правильная позиция, потому что у нас почти все социальные сети принадлежат частным лицам и не обладают фильтрацией по запросам. Когда у учителя свой ресурс, он в любой момент может отключить тот или иной контент. А когда он пользуется чужой площадкой, у него таких полномочий порой не бывает. Все это будет очень долго препятствовать педагогам представлять на конкурс именно странички в блогах, а не собственные сайты.- Когда конкурсанта готовит регион, нередко бывает так, что на одного учителя работает целая команда программистов и методистов, они для него делают шикарный сайт, наполняют его самым современным контентом… – Бывает и так, но редко. Ведь если мне нужен ресурс и я обращаюсь за помощью к мастеру сайтов, он никогда за меня не сможет наполнить его моими же работами. Он сделает оболочку, но содержание – это моя головная боль. А именно это, как я уже сказал, и есть самое главное. Контент показывает работу учителя, и если человеку нечего представить, то тут все сразу видно. Красивый, но пустой сайт или наполненный чужими материалами никогда не даст вам много баллов. И не стоит делать ставку на размещение там чужих материалов, потому что откровенный плагиат быстро проверяется, а чужие работы со ссылками – они же не ваши, а чужие. Советы бывалого- С высоты собственного опыта могли бы вы подсказать – если учитель сам для себя задался целью поделиться всем, чем он владеет в плане собственного опыта, и выбрал для этого сайт или блог, с чего ему начать?- Самое первое – нужно все это оцифровать. Потому что на сайте или в блоге однозначно материалы размещаются в виде файлов. В каком формате – отдельный вопрос. Если вы боитесь, что ваши материалы кто-то скопирует и утащит, размещайте их в виде картинки .jpg или .pdf, хотя для продвинутого пользователя не проблема все это распознать (например, с помощью программы ABBYY FineReader) и опять трансформировать в текст. Многие учителя принципиально не желают, чтобы их труды кто-то скачивал, брал готовенькое и выдавал за свое, поэтому можно попытаться защитить страницу от копирования или поставить на ней водяные знаки. Но, как показывает практика, материалы к уроку работают только в руках того учителя, который их создал. В подавляющем большинстве случаев люди всегда перерабатывают чужие материалы под себя. А вообще резонно просто задать себе вопрос: если у тебя есть сайт, на котором ты что-то размещаешь, для кого и для чего ты это делаешь? Разве не для того, чтобы всем этим люди пользовались? Также не следует забывать, что материалы довольно быстро устаревают, а значит, нет смысла защищать их всеми силами навечно. Дальше я бы посоветовал не создавать сразу свой собственный сайт, а сначала воспользоваться уже существующим ресурсом – например, теми же социальными сетями и педагогическими сообществами типа Edсommunity от компании Polymedia. Это самый простой способ, потому что весь размещенный там контент фиксируется, он закреплен за вами, и вы всегда можете доказать свое авторство. К тому же материалы там проходят фильтрацию модераторов, а затем обсуждение участников сообщества, где люди могут подсказать, что не так, что можно улучшить и добавить. Это совершенно нормальная история, когда сырую идею вы предлагаете на общее обсуждение и затем доводите до ума. Кроме того, там есть огромное количество материалов на самые различные темы по образованию, и нет никаких ограничений по форматам: можно презентацию в PowerPoint, а можно и флипчарт для Promethean или SMART. В общем, главное там – содержание. Плюс там хорошо систематизированы все материалы, можно поучиться классификации контента. А также пообщаться с лучшими учителями, которые делают то же, что и ты. Два пути- Есть две стратегии трансляции собственного опыта: я беру все, что создано непосильным трудом, размещаю на своей площадке и начинаю ждать, когда ко мне придут посетители. Это для сидячих форм жизни. А можно и так: я сам иду на чужие площадки и размещаю все там, на форумах, на сайтах, в газетах и журналах. Какая вам ближе и эффективнее?- Обе стратегии ведут к одному. Хочешь поделиться – размещаешь в Сети. Первый путь долгий, но есть плюсы – можно все сделать по уму, красиво и не спеша. Второй – быстрый, написал, отослал, опубликовали и забыли. В целом, конечно, имеет смысл совместить оба этих подхода: разместил что-либо у себя на сайте и параллельно отослал тот же материал в газету, на портал, в социальную сеть. А лучше наоборот: отослал в журнал, дождался публикации и уже потом разместил у себя на сайте, чтобы у СМИ не возникало претензий к тебе. В образовательном сообществе очень много людей, у которых есть огромное количество идей, материалов, сценариев, разработок, изюминок, но все это распылено в пространстве и времени, размазано по Интернету, потому что одну статью человек написал для одного сайта, другую – для другого, третья выложена на Фейсбуке, четвертая – ВКонтакте и пр., а вот единой подборки, локализованной где-то в одном месте, увы, не существует. Наверное, это просто натура человеческая – далеко не все готовы кропотливо создавать ресурс, собирая на нем все, что было, есть и будет. Но в современных условиях каждому учителю нужно уметь формировать собственное информационное поле. Трудности перевода- В Википедии про вас написано: «В 2015 году вошел (единственным из россиян) в Топ-10 самых влиятельных педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today». Как это вам удалось?- На самом деле это все связано с трудностями перевода. И речь идет не о влиятельности, а о цитируемости. Что совсем не одно и то же, согласитесь. Я много раз об этом говорил, но люди почему-то упорно продолжают заблуждаться. Повторяю, в исследовании Connect Learning Today речь шла именно о цитируемости, причем даже не в СМИ, а на профильных ресурсах, в том числе зарубежных. Просто несколько моих публикаций и комментариев привлекли большое внимание, и в результате вот такой вердикт. А мой сайт и блог тут ни при чем. Речь идет о нескольких интервью со мной, на которые, собственно, и ссылались авторы.- Но что это тогда – просто удачное стечение обстоятельств или результат целенаправленной работы в этом направлении? Полагаю, очень многие хотели бы, чтобы и о них тоже написали, что они входят в Топ-10 самых влиятельных педагогов мира. И если знать алгоритм успеха (а вы его теперь знаете), наверное, можешь опять пойти в какое-нибудь умное нерусское сообщество, написать там что-нибудь серьезное, и вас снова назовут самым влиятельным, пардон, цитируемым учителем мира?- Сложный вопрос. Если честно, никогда об этом не думал. Чисто технически – да, можно и так сделать. Но мне от этого ни тепло, ни холодно. Как работал, так и работаю. До и после конкурса- Как вы взаимодействуете с профильными площадками – сайтами teacher-of-russia.ru и ug.ru? – Стараюсь никогда не отказывать, если обращаются за помощью. Часто звонят журналисты, просят прокомментировать ту или иную проблему, я им всегда помогаю. Но признаюсь, что инициатива всегда исходит от них, а не от меня. То есть у меня нет цели, чтобы какое-то СМИ обо мне написало, разместило мой комментарий. Ну вот такой я человек. Пожалуй, это своего рода философия: если мои знания, умения, навыки кому-то нужны, люди сами придут и возьмут. Сейчас образовательный контент становится очень адресным. И те, для кого он предназначен, ищут его там, где он должен лежать, а не ждут, пока кто-то придет и «накормит» их материалом. Все, что у меня есть, размещено в уже упомянутых блоге и на сайте. Кому надо, приходят и пользуются.- Если не секрет, как победа в конкурсе «Учитель года» отразилась на вашей активности в Сети?- Я по-другому стал смотреть на свою профессиональную деятельность, многое переосмыслил, материал, который я размещаю на своих интернет-ресурсах, стал другим, более разнообразным, его стало больше, как, впрочем, и посетителей. Повысило ли это мою мотивацию к творческой работе с детьми и сайтом – не думаю, потому что я как раньше размещал свои материалы у себя на сайте для своих учеников, так и сейчас размещаю. При этом, повторяю, конкурс дает хороший опыт, а значит, и желание им поделиться. Но я как работал для учеников прежде всего, так и работаю сейчас. И совершенно не хочу размещать на сайте руководство по тому, как участвовать в конкурсах и побеждать в них. Для меня это кажется очень странным, как дорожка с флажками. Каждый учитель идет к победе своим собственным путем, и тут работают только общие рекомендации, которые человек может принять во внимание, а может отринуть от себя и идти своей дорогой. фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте