search
main
0

Опыт. В Европе – профессионал, а в России – недоучка?

МГТУ имени Баумана – главный технический вуз страны, именно там шла разработка стандартов первого и второго поколения по техническим специальностям, а также по многоуровневой системе – бакалавриату и магистратуре.

Досье «УГ»Второй уровень высшего профессионального образования (первый – неполное высшее образование) – подготовка бакалавров. Основная профессиональная образовательная программа должна включать гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное назначение. Нормативный срок обучения – не менее четырех лет.Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает право занять должность, для которой квалификационным требованием предусмотрено высшее профессиональное образование.Третий уровень высшего профессионального образования осуществляется вузами по основным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией «инженер», «учитель», «агроном», «экономист» и т.д. Их обобщенное название – специалист.

Поэтому не случайно об особенностях этой модели образования мы попросили рассказать первого проректора Евгения Юдина.

– Скажите, как на производстве относятся к бакалавру?

– Пока кадровики вообще не понимают, что такое бакалавр. Потому что, к сожалению, хотя на словах Минтруд и Минобразование нашли взаимопонимание, обязанности бакалавра не прописаны ни в каких документах, их нет в должностных инструкциях. Потому-то и существует путаница: на каких должностях может работать бакалавр. Я сталкиваюсь с тем, что кадровики понимают бакалавра как техника. А это полное искажение смысла, потому техник имеет минимум профессиональной подготовки и максимум фундаментальной. Сегодня наша промышленность испытывает дефицит кадров, и в первую очередь им нужны инженеры, специалисты в области высоких технологий, но отрабатывается и такой алгоритм работы с промышленностью, когда бакалавр доучивается на производстве, как это делается на Западе.

Как исполнитель, помощник инженера бакалавр может работать сразу же. Сложные же инженерные задачи сможет решать лишь дипломированный специалист.

– А как готовят бакалавров в МГТУ?

– Поскольку у нас 6 лет обучения, нам проще было решить задачу: четыре года бакалавриат и два – магистратура. В МГТУ фундаментальная подготовка существенно больше, чем у обычных бакалавров. В массовом порядке мы их не выпускали и не планируем, но аттестовывать можем и делаем это по желанию студентов. Бакалавр может поступить заниматься наукой. Те, кто защитит диплом бакалавра, могут прервать обучение и работать по специальности с дипломом.

Если же нам придется вместо дипломированного инженера готовить магистра по специальности, то мы и к этому готовы: МГТУ за 6 лет выпускает инженеров-разработчиков по высоким технологиям, или магистров по специальности. У нас есть и 7 лет обучения – это «чистый» магистр (4 плюс 3).

Если говорить о перспективах различных систем, то однозначного решения нет. Многоступенчатая – бакалавр – магистр – дает мобильность, гибкость, в конце концов оптимизацию затрат, что сегодня немаловажно. Но в то же время мы должны сохранить те положительные аспекты инженерного образования, которые были в России и завоевали ей мировую славу. Вообще новые модели в образовании – это нормальное явление, связанное с информатизацией, новыми технологиями. Сегодняшняя образовательная тенденция – переплести программы бакалавров, магистров и специалистов, войти в Болонский процесс, не утратив своей индивидуальности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте