search
main
0

Опыт – сын ошибок трудных?

Многие исследования в сфере политической культуры посвящены в первую очередь тем общепедагогическим принципам, которые необходимо реализовать в учебном процессе. Однако нередко занятия оказываются оторванными от жизни детей, даже если на них используются интерактивный и дискуссионный методы. Чаще всего курсы носят макрополитический характер, когда объясняются механизмы функционирования демократического государства. При этом сами механизмы изучаются схематично. Деятельность подростков, молодежи после уроков способствует формированию политической культуры более высокого индивидуального уровня, поскольку умения, навыки и ценности постигаются на практике.

Жан Жак Руссо и вслед за ним Джон Дьюи полагали, что основной путь учения – практическое действие, а основной воспитатель – собственный опыт детей. В отечественной дидактике это нашло развитие в теоретических работах В.Краевского и И.Лернера. Имеют принципиально важное значение представления Л.Выготского, Дж.Мида и других авторов культурно-исторической психологии.

Нельзя обойти стороной аспект участвующей демократии. Политическая культура гражданского типа предпочитает не только участие граждан в процедуре выборов и системе управления общества в целом, но и в устройстве совместной жизни отдельных граждан. Политологи называют это явление демократического устройства по-разному: партисипаторное (от английского «participatory» – участвующий), ассоцианистское. Целесообразно употреблять термин «участвующая», для того чтобы максимально точно обозначить существо вопроса.

Прямые и непрямые выборы руководящих органов и лиц не являются единственным путем влияния граждан на окружающую, повседневную действительность. Непосредственное управление различными сферами жизни происходит посредством профессиональных, религиозных, общественных групп, организаций, ассоциаций, составляющих гражданское общество. Таким образом, ограничивается власть государственных структур и создается более эффективная система решения насущных задач самоуправления.

Участвующая демократия наиболее знакома россиянам, поскольку берет начало в прямой демократии, имеет аналог в общем собрании Древнего Новгорода и Пскова, а также некоторую схожесть в советском коллективизме. Существенное различие между коллективизмом и участвующей демократией заключается в принципе взаимоотношений личности и общества. «Общественное выше личного» – принцип коллективизма. Выражению индивидуальных интересов способствует объединение, созданное людьми для реализации своих целей. Объединение происходит на основе близости взглядов, интересов, ценностей, целей. Равноправие осуществляется как внутри объединения, так и между группами и ассоциациями.

Важнейшим условием существования участвующей демократии является моральная дисциплина членов общества. Моральные требования предъявляются в первую очередь не к гражданам, а к социальным институтам.

Речь идет о приобретении институционального опыта политического участия, усвоении определенного способа решения возникающих проблем. Участвующая демократия «базируется на идее самоуправляемого сообщества граждан, которые объединены не столько однородными очевидными интересами, сколько гражданским образованием, и которые способны действовать совместно, реализуя общие цели, не столько благодаря их альтруизму или доброй душе, сколько благодаря гражданскому отношению и специальным институтам, способствующим участию граждан».

Логика комплексного подхода к педагогическому процессу подготовленности учеников к политическому участию вынуждает уделять самое серьезное внимание приобретению ими институционального опыта, который нередко в педагогике называют «средовым» образованием. Институциональный опыт приобретается в детских общественных объединениях, группах, движениях как внутри школы, так и вне нее. Становление ценностных ориентаций происходит в индивидуальном участии каждого ученика естественным путем.

Институциональный опыт, приобретенный в обозначенном контексте, имеет ряд преимуществ:

Школьники имеют возможность реализовать свои потребности и интересы.

Полученный опыт и навыки поведения переносятся на социальные практики в других условиях.

Совокупность мероприятий приобретает целостность жизни.

Происходит повседневное взаимодействие друг с другом, учителями, родителями, учебным материалом.

Это прежде всего опыт демократической жизни как средство формирования политической культуры гражданского типа. Тем более что в качестве социального индивида человек является творением культуры, становится личностью только благодаря усвоению транслируемого социального опыта. Включаясь в деятельность, ребенок приобретает индивидуальный опыт, который затем преобразуется в социальный, востребованный реалиями современной России. Демократия, являясь идеалом будущего социального устройства, еще не стала господствующей идеологией. И это необходимо помнить.

Содержание демократического институционального опыта – это устройство жизни в образовательном пространстве. Право «избирать и быть избранным» и умение реализовать его должно стать естественной нормой жизни ученика. Для выработки привычки участвовать в управлении и самоуправлении подростку предоставляется возможность попробовать себя в организации и работе ассоциаций, клубов, средств массовой информации. Так приобретаются социальные умения и навыки, воспитываются ценностные ориентации.

При разработке критериев определения индивидуального уровня политической культуры была выделена эмоциональная сфера (низкий уровень – информационно-нейтральный, спонтанно-эмоциональный; средний уровень – информационно-избирательный, эмоционально-волевой; высокий уровень – системно-ценностный, эмоционально-рациональный). Предоставление институционального опыта органично вводит эмоции в состав содержания образования. Необходимы анализ, обсуждение эмоций, нужно поинтересоваться, что почувствовали ребята во время и после того или иного события.

При создании тех или иных игровых ситуаций с целью приобретения учениками институционального опыта педагогу, организующему конкретное событие, нельзя забывать, что игры дети воспринимают буквально – «играют всерьез». Педагогическая цель подготовки к политическому участию должна учитывать, что сам процесс обучения не является временем подготовки к жизни – это сам процесс жизни, ведущий в дальнейшем к позитивной самореализации личности.

Подчеркнем, что при всей значимости институционального опыта основной, базовой остается предметная учебная деятельность. Фундаментальные знания создают и воспроизводят демократический общественный порядок. Институциональный опыт, обретенный в различных формах социальной практики, обслуживает политологическую предметную деятельность. Трудность применения образовательной практики связана со сложностью измерения индивидуального опыта.

Предметную учебную деятельность и институциональный опыт должны объединять следующие принципиальные направления:

Критическое исследование.

Коммуникация в многообразии.

Соорганизация в совместной деятельности.

Принятие ответственных решений.

Не следует забывать о роли атмосферы, климата, уклада, культуры школы – это важные самостоятельные факторы формирования политической культуры гражданского типа.

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте