search
main
0

Опыт плюс знания – оптимальная форма подготовки

Наш колледж начиная с 1944 года занимается выпуском мастеров производственного обучения для системы НПО и уже подготовил более 15 тысяч специалистов. В годы перестройки мы ввели новые специализации, связанные с вычислительной техникой и сервисом. Колледж стал многофункциональным, многопрофильным учреждением с многоканальным финансированием, инновационной экспериментальной площадкой СПО.

Комментарий «УГ»Какие мастера нужны системе НПО, специалисты профтеха знают. Весь вопрос в том, чтобы они пошли работать в учебные заведения. Понятно, что нужно увеличить зарплату мастерам: пока у работающих мастеров нет возможности просто выживать, молодые люди в профессиональные учебные заведения не пойдут.Теперешних мастеров нужно готовить, видимо, на факультетах, которые целесообразно открывать при технических университетах, потому что при 290 рабочих специализациях подготовить нужного высококвалифицированного специалиста для НПО в педвузах, выпускающих учителей трудового обучения, невозможно.Конечно, можно дать высшее образование нынешним мастерам, в большинстве случаев его не имеющим, но проблема в том, кто это образование оплатит, ведь вечерняя и заочная формы обучения во многих вузах нынче платные. Нужен целевой заказ государства на обучение и переобучение мастеров НПО, а также тех специалистов, которые закончили непрофильные вузы, но пришли на работу в систему.Мы говорим о том, что нужны отсрочки от призыва учителям городских школ, но куда больше они необходимы для тех, кто выбирает себе профессию мастеров для НПО. Будет отсрочка, в систему НПО придут способные и хорошо подготовленные инженерные кадры, которые сегодня приходят в лучшем случае на производство, в худшем – в частные фирмы.Но самое главное в том, что отдельно решить вопрос о подготовке профессионально-педагогических кадров не представляется возможным. Необходимо выстроить цепочку потребности рабочих кадров в ближайшей перспективе, связать ее с заказом на их подготовку в системе НПО, а уже затем определять необходимое количество и качество мастеров и преподавателей.

Мастер производственного обучения всегда был центральной фигурой в системе НПО, он обучал профессиям, вел воспитательную работу. За годы перестройки в учреждениях НПО стало больше ребят с девиантным поведением, появилась острая необходимость в их социальной защите. Поэтому для работы с ними нужен социальный педагог, а мастер должен заниматься исключительно обучением профессии, воспитанием культуры труда, бережного отношения к оборудованию. Если появится социальный педагог, мастер может перейти на почасовую оплату труда, и потребность в таких специалистах сократится, а качество профессионального обучения и воспитательной работы повысится.

Однако квалификационные требования к мастеру производственного обучения давно не пересматривались. В системе среднего профессионально-педагогического образования все еще остается традиционной так называемая комбинированная квалификация «мастер профессионального обучения; техник», включающая в себя как педагогическую квалификацию, так и подготовку по определенной профессиональной области. Мы предлагаем такую схему, при которой будущие педагоги начинают с допрофессиональной подготовки, а потом идут на производство и через систему дополнительного профессионального педагогического образования, которое могут получить только специалисты со стажем не менее двух-трех лет, становятся преподавателями и мастерами учреждений НПО.

Новая квалификация «педагог профессионального обучения» – это шаг к высокому качеству, к более гибкому реагированию на запросы рынка труда, это адаптация лучшего опыта зарубежных партнеров к российским реалиям.

Евгений ИВАНОВ, директор Петровского колледжа, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте