search
main
0

Опыт. На Уралмаше теперь не наши

Я – выпускник колледжа Свердловского государственного индустриально-педагогического института – ныне Уральского государственного профессионально-педагогического университета – и директор одного из крупнейших в Свердловской области профессионального училища № 1, которое было создано в 1929 году. Училище старше Уралмаша, долгие годы бывшего его базовым предприятием. Оно награждено орденом Трудового Красного Знамени. Мы по-прежнему работаем на государство, в том смысле, что не перепрофилировали ни одной специальности – как готовили специалистов для машиностроения и металлообработки, так и готовим.

Досье «УГ»Информация к сведениюСегодня есть одна специальность «профессиональное обучение», которая имеет 19 утвержденных образовательных отраслей, готовящих специалистов по 220 рабочим профессиям. Каждая из этих образовательных отраслей имеет свои специализации (всего их утверждено 80). Для того чтобы охватить весь перечень рабочих профессий, нужны дополнительно еще четыре образовательные отрасли или специальности высшего образования.

Подъем экономики, машиностроения на Урале обернулся для производственных предприятий кризисом квалифицированных кадров. Где их взять? Дело дошло до того, что предприятия завозят работников, не представляющих себе, как работать по необходимым специальностям, из Казахстана, Киргизии, Туркменистана и других государств СНГ. Такая финансово-затратная стратегия промышленных предприятий себя уже не оправдывает, потому что они приобретают новое современное и дорогостоящее оборудование в расчете на высококвалифицированных рабочих, которых можем подготовить и готовим мы. Но наше государственное училище выпускает специалистов, работающих не только на государственных, но и на частных предприятиях. Поэтому мы по праву претендуем на получение определенных дивидендов от негосударственных предприятий, если они берут наших выпускников. Здесь и возникает проблема: частники вкладывать в подготовку кадров свободные средства не хотят или не могут. Следовательно, оплачивать труд своих преподавателей и мастеров мы можем только исходя из выделяемых бюджетных средств. Вот и получается, что зарплата у них очень скромная.

В результате наше училище укомплектовано профессионально-педагогическими работниками на 40% от потребности, а мастерам неплохо было бы пройти повышение квалификации и переподготовку.

К нам приходят ребята, среди которых процентов 10-15 не очень хорошо знают алфавит, таблицу умножения и не всегда готовы собственноручно написать заявление о приеме в ПТУ. Чтобы работать с ними, нужны очень хорошие специалисты – педагоги и мастера. Если прибавить к этому морально и физически устаревшую материально-техническую базу, то можно сделать вывод – мы готовим специалистов вчерашнего и даже позавчерашнего дня. Соответственно значительно увеличиваем срок их адаптации на предприятиях.

Какой специалист сегодня нужен мне как директору ПТУ? Это может быть выпускник педвуза, инженер, получивший рабочую квалификацию и имеющий соответственно психолого-педагогическую подготовку, это может быть педагог, получивший рабочую специальность. Но больше всего меня бы устроил выпускник ПТУ, получивший на основе целевого набора высшее профессиональное образование. Ведь бывший школьник, поступающий в Уральский государственный профессионально-педагогический университет, морально не готов к работе в учреждениях НПО, где контингент обучающихся сложен и специфичен. Если будущий абитуриент вуза не знаком со спецификой училищ, то, придя работать в нашу систему, он не найдет общего языка с учащимися и в результате уйдет.

Николай БАБКИН, директор профессионального училища № 1, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте