Тема инклюзивного образования и профориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья в последние годы чрезвычайно актуальна. В развитии этих направлений заинтересованы образовательные организации разных регионов страны. Педагоги находятся в поиске новых подходов и современных технологий работы, которые позволят вывести профильную подготовку особых ребят на новый уровень, будут способствовать тому, что молодые люди с ОВЗ получат специальность, трудоустроятся, найдут свое место в жизни.
Опыт столичных педагогов по этому направлению вызывает большой интерес коллег из разных уголков страны. Ответом на запрос Тамбовской области стала стажировочная площадка, организованная Городским психолого-педагогическим центром Департамента образования города Москвы. В рамках программы руководители и специалисты образовательных организаций Тамбовской области – членов Ассоциации инклюзивных школ – ознакомились с вариативными моделями организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в столичных колледжах №4 и 21. Гостей ознакомили с организацией профориентационной работы, начиная с ее первой ступени – дошкольного отделения – и заканчивая получением специальности. Интересен гостям был опыт привлечения работодателей для трудоустройства выпускников колледжа с нарушениями интеллекта. Особое внимание столичные педагоги уделяют выстраиванию траектории профессиональной подготовки обучающего с учетом его индивидуальных особенностей. Этому способствует создание в колледжах как ремесленных мастерских (швейно-ткацкой, керамической, столярной и других), так и мастерских производственного обучения. Здесь в неповторимой творческой атмосфере даже у молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями появляется мотивация на труд. При умелом профессиональном наставничестве педагогов студенты колледжа изо дня в день создают шедевры, представляющие собой эксклюзивные изделия ручной работы. Благодаря поддержке Департамента образования города Москвы образовательным организациям удается закупать современное оборудование, создавая оптимальные условия для профильной подготовки особых ребят и обучения их тем профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда. Как отметил директор технологического колледжа №21 Николай Раздобаров, ребята с ОВЗ обучаются по 12 профессиям и специальностям, это и керамисты, и изготовители художественных изделий из древесины, и еще ряд профессий, которые востребованы сегодня экономикой города. Современное оснащение колледжей и грамотная работа увлеченного педагогического коллектива дают высокий результат. 19 воспитанников 21-го колледжа являются победителями и призерами Московского чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».По словам педагогов Тамбовской области, стажировка в Москве превзошла их ожидания, ознакомила с бесценным опытом по организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся с ОВЗ, подтолкнула к новому витку в развитии данного направления, к поиску и внедрению новых подходов в работе. Директор Горельской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (Тамбовская область) Ольга Юдина поделилась своими впечатлениями:- Мы тоже неплохо работаем. Но здесь оказалось более глубокое изучение, более глубокий подход к детям с ограниченными возможностями здоровья. Есть что перенять, есть чем поделиться в рамках сетевого взаимодействия.Свое мнение высказала и Галина Алпатова, директор Котовской школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (Тамбовская область):- Мы видим разнообразие специальностей, которые осваивают ребята. Столько направлений, столько разных ракурсов! Очень надеемся на дальнейшее сотрудничество. Будем учиться, будем присылать сюда своих специалистов.По итогам стажировочной площадки представители Москвы и Тамбовской области договорились о дальнейшем сотрудничестве, которое будет включать в себя курсы повышения квалификации, организацию стажировочных площадок на базе столичных колледжей, а также систему телемостов по актуальным технологиям предпрофильного и профильного обучения детей с ОВЗ. Ольга ЕГУПОВА, начальник отдела сопровождения реализации ФГОС Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, эксперт Ассоциации инклюзивных школ
Комментарии