Старший экономист проектного института Татьяна Ивановна Швецова растит сына одна. Когда ее ненаглядный Славик учился в начальной школе, половое воспитание начали осуществлять такими радикальными методами, что сам предмет «валеология» стал ассоциироваться с чем-то пошлым и опасным для детей. Один из учебников, например, предлагал знакомство с различными способами интимных взаимоотношений. Естественно, напуганные родители готовы были разорвать «пособие по разврату», полагая, что мама все объяснит дочери, отец – сыну.
Но когда сын приблизился к отрочеству, Татьяна Ивановна с беспокойством стала искать человека, который бы мог доверительно поговорить с мальчиком хотя бы об интимной гигиене, об особенностях мальчиков и девочек, которые делают их такими неодинаковыми. Однако человека подходящего в окружении не находилось. Сама же она на подобную беседу не решалась, справедливо полагая, что нельзя нарушать табу, нельзя матери вести с сыном разговоры о сексуальности. Еще больше напугали ее разговоры о том, что в одной из престижных школ специальный курс о проблемах сексуальности для мальчиков вел эрудированный и обаятельный педагог, оказавшийся гомосексуалистом и прилагавший немалые усилия, чтобы реабилитировать свою «философию» в глазах подростков.
Классный руководитель – молодая учительница математики – наотрез отказалась беседовать о проблемах пола. Учитель биологии признался, что он на самом деле – химик, а биологию ему приходится вести ради заработка и он в специальных вопросах не силен. Наконец Татьяне Ивановне удалось договориться с врачом-урологом, что он приедет в школу и проведет отдельно с мальчиками беседу «о мужских радостях и горестях». Но тут воспротивились в школе: неизвестно кто, неизвестно зачем, да еще и деньги надо заплатить из фонда класса. Словом, пришлось матери ограничиться «Книгой для мальчиков», которую она и подарила сыну на день рождения.
Когда я рассказала эту историю доценту Медицинской академии Ольге ЛИСИЧЕНКО, обучающей педагогов психогенетике, то в ответ услышала сожаление:
– Жаль, что мальчик из окраинной школы не сможет приезжать в наш центр «Ювентус», созданный специально для подростков. Здесь прекрасная программа полового воспитания, разработанная отдельно для мальчиков и девочек. Те школы, для которых подготовили специальных волонтеров из числа старшеклассников, отмечают снижение числа ранних абортов и венерических заболеваний среди своих учащихся. Программа поощряет к тому же развитие женственности в девочках, мужественности в мальчиках, бережного отношения друг к другу, к традициям семьи. К сожалению, профессор Лузан, создавшая эту школу физического и морального здоровья, уехала в Барнаул. Но будем надеяться, что новосибирцы достойно продолжат это доброе начинание. Ведь в половом воспитании очень важно, кто сам воспитатель, какой человек берет на себя смелость и ответственность говорить грамотно, тактично и безопасно на столь непростую и важнейшую для каждого тему. Могли бы взять на себя эту проблему школьные медики. Но они предпочитают иметь дело с бумагами: анализы, направления, отчеты. Мало кто из них умеет бережно и терпеливо объяснять «запретное», они не учитывают традиций семьи и особенностей психики ребенка. Вот эту проблему – научить взрослых разговаривать с детьми о всех тайнах жизни, здоровья, семьи, любви, секса – удачно решает новосибирский центр образования и здоровья «Магистр»: почти десять лет они обучают этому искусству классных руководителей, школьных психологов и школьных врачей, учителей биологии и преподавателей ОБЖ. Десять школ в городе работают по специальным программам «Здоровье» и показывают вполне обнадеживающие результаты. Для этого не нужны дополнительные часы, какие-то особые дисциплины в учебном плане или факультативы. Нужны специально обученные талантливые люди, которым доверяют подростки и семья. Нужны переподготовка и новая подготовка учителей, которые сами были бы избавлены от многих комплексов и заблуждений и понимали, что воспитание Прекрасной Женщины и Настоящего Мужчины – благороднейшее и жизненно важное направление педагогики.
Новосибирск
Комментарии