В начале XXI века стиль лофт превратился в особый вариант дизайна помещений, для которого характерны высокие потолки, присутствие промышленных и индустриальных элементов, оголенные кирпичные стены, видимые проходящие коммуникации в сочетании с современной мебелью и цифровыми техническими устройствами.
В 2021 году мы сказали: «Добро пожаловать в 338‑ю школу!» Если быть точной, в первую московскую школу в стиле лофт, в которой были учтены последние тренды дизайна современного образовательного пространства. Многие решения, примененные в данном проекте, оказались не только эстетически мотивированы, но и экономически эффективны.
Основа стиля лофт – свободная и открытая планировка, которая исключает наличие массивных внутренних стен. Именно благодаря этому стилю в историю интерьера вошла мода на open space. Перегородки имеют только санузлы и подсобные помещения. Остальная часть полностью просматривается, создавая ощущение большого открытого пространства с визуально очерченными функциональными зонами. Зонирование осуществляется исключительно с помощью цвета, расстановки мебели, освещения и использования материалов разной фактуры.
Многосветное многофункциональное пространство, или атриум, – это действительно общепризнанный мировой тренд в архитектурных решениях современного образовательного пространства. Он является объединяющим центром школы. Это уже не актовый зал, как мы его понимали раньше. Наш атриум полностью соответствует основам стиля лофт, при этом является полифункциональным образовательным пространством. По своей сути – это коворкинг, место для общения, отдыха и работы для всех участников образовательного процесса. Например, в нем можно проводить поточные занятия, репетиции и концерты, педагогические клубы и советы, реализовывать проект «Московское кино в школе». Это место формального и неформального общения.
В 338‑й школе атриум объединен трансформируемой стеклянной перегородкой со школьной столовой, которая позволяет при необходимости зонировать пространство, увеличивать его или уменьшать.
Открытое устройство коммуникаций, которые в других пространствах традиционно принято прятать внутрь стен или за подшитыми потолками, – характерная черта эстетики лофта, его «особый шик». Такое строение потолка наверняка заинтригует и заинтересует всех обучающихся в школе и ее посетителей.
А то, что вы можете выставить на всеобщее обозрение доказательство соответствия школы всем правилам и нормам, свидетельствует о прозрачности подхода и степени доверия. Этот факт априори вызывает интерес! К слову, педагоги могут использовать эти особенности для повышения мотивации учащихся к изучению технических дисциплин. Есть и другая образовательная функция – ребята могут изучать открытую систему вентиляции при подготовке профильных проектов инженерных классов.
Как руководителю, мне бы хотелось отметить экономическую эффективность эксплуатации такого здания.
За счет правильных стилистических решений созданы условия для экономии средств, при этом расширяются возможности для трансформирования образовательного пространства под ежедневные педагогические задачи.
Такой подход позволяет нашим педагогам отказаться от стандартной расстановки парт в кабинетах и при необходимости разделить пространство на учебные зоны. Трансформируемая мебель и легкие перегородки создают условия для продуктивной командной работы и самостоятельных занятий. Каждый учитель может использовать любые ресурсы школы. Так, например, в школьном кулинариуме рождаются конвергентные и практико-ориентированные проекты. Здесь ребята могут заниматься химией и физикой через изучение состава продуктов. И, конечно, приобщаться к здоровому образу жизни.
Открытое, комфортное, созданное совместными усилиями учеников и учителей пространство мотивирует учиться и учить, помогает укрепить связи внутри школьного сообщества. Ребята охотно проводят время в школе после занятий. И это время наполнено разнообразной деятельностью: кто-то хочет подвигаться и поиграть, кому-то важно побыть в тишине, а кому-то нужно в небольшой компании поработать над совместными проектами. Все это можно предусмотреть в таком пространстве. Полифункциональные зоны, предусмотренные на образовательных площадках школы, становятся одним из любимых мест обучающихся и активно используются в образовательном пространстве.
Думаю, лофт импонирует современным детям, так как его решения привлекают своей эстетичностью, практичностью и урбанистической выразительностью. Индустриальный стиль предлагает все, что нужно современному тинейджеру.
Мария АНДРИАНОВА, директор школы №338 имени Героя Советского Союза А.Ф.Авдеева
Комментарии