В рамках установочного семинара по программе «К демократическим ценностям – через гражданское образование», прошедшего в Самаре в декабре 2004 года, с целью эффективности усвоения технологии проекта «Гражданин» были проведены тренинговые занятия, являющиеся, по нашему мнению, важной составляющей частью семинара. Важной потому, что именно тренинг позволяет создать оптимальные условия передачи знаний, при которых участник подобных занятий может ощутить свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения новой технологии более результативным. Кроме того, в силу особенностей человеческой психики нами лучше усваивается однажды произведенное действие, чем многократно услышанная информация.
А с точки зрения освоения технологии это более чем актуально. Поскольку любая технология предполагает четкий алгоритм действий, нарушение последовательности которых или снижает эффективность полученных результатов, или делает невозможным их получение. На нашем семинаре, где присутствовали представители 12 регионов РФ, уровень подготовки участников был различен. С одной стороны, среди них были педагоги из территорий, где проект «Гражданин» имеет давние корни. Другие приехали из тех областей, где с этим проектом знакомы лишь по публикациям и документам Министерства образования и науки. С другой стороны, в числе слушателей оказались представители органов управления образованием, методисты ИПК, а также преподаватели курса обществоведческих дисциплин. Поэтому степень владения ими интерактивными методиками тоже была разной. Нивелировать различия в овладении участниками семинара методикой проекта «Гражданин», ликвидировать разночтения в походах к социальному проектированию в различных территориях, подготовить региональную команду тренеров, сплотить их – такую задачу ставили перед собой тренеры четырех групп, на которые были разбиты все участники семинара.
В качестве тренеров кураторами групп стали Галина Романова – заведующая представительством Самарского государственного университета в г. Сызрань, Елена Шумская – методист кафедры социально-экономического образования СИПКРО, и мы, авторы этой статьи.
Группы были сформированы по принципу случайного выбора. Особенностью этого тренинга стало то, что необходимо было не просто передать технологию, чтобы педагоги затем, следуя ей, выполняли проекты с детьми, как это бывало ранее, но и подготовить когорту тренеров, что было впервые.
Поэтому каждый этап тренинга сопровождался комментарием о том, какие методы работы с педагогами могут быть оптимальными: это мозговой штурм, дискуссия, беседа или что-то другое; как эффективно распределить время тренинга; какие принципы формирования групп использовать лучше всего, что, на наш взгляд, позволило бы тренерам методически грамотно провести подобную работу у себя в территориях.
Исходя из поставленных задач в ходе тренинга, на различных его этапах ставились вопросы:
Как можно побудить школьников к участию в проекте?
Что служит мотивом для подобной работы у педагогов?
Достоинства и недостатки тех или иных приемов выбора проблемы?
Каковы вероятные трудности на том или ином этапе тренинга?
Как заинтересовать потенциальных партнеров в сотрудничестве?
Таким образом, тренинг давал представителям различных территорий не только возможность плечом к плечу обменяться опытом, проникнуться существующими проблемами в осуществлении социальных проектов, но и возможность представителям территорий, работающим в разных группах, увидеть и сравнить работу четырех тренеров, так как у каждого свой стиль, свои приемы работы, что в конечном счете обогатило методическую копилку каждой делегации.
Выбор проблемы во всех группах проходил достаточно активно, подчас разгорались жаркие дискуссии, споры. Но уже на данной стадии было выявлено то, что весьма размыты представления слушателей о том, что может быть тематикой детского социального проекта. Предлагались темы, которые при всей их важности вряд ли могут стать проектом вообще и детским проектом в частности, например: патриотизм, досуг молодежи, наркомания, так как формулировки слишком общие.
В значительной мере помочь избежать такой ошибки призвано было предварительное проговаривание членами группы условий моделирования ситуации: предполагаемый возраст участников проекта, место проживания (село, маленький город, мегаполис). Это, на наш взгляд, помогает реальнее представить те проблемы, с которыми сталкиваются участники проектов, и уйти от абстрактных тем, смоделировать ситуацию, реально приближенную к действительности.
Тренеры постоянно подчеркивали, что этап выбора проблемы очень важен для успешной деятельности как в тренинге, так и в реальности, верно и грамотно обозначенная проблема поможет успешно продвигать проект, избежать потери времени как на этапе поиска информации, так и на этапе реализации проекта.
Еще одной часто встречающейся ошибкой участников тренинга стало то, что предлагаются действительно важные проблемы, которые волнуют участников тренинга, но вряд ли могут волновать детей, как, например, стоматологический кабинет в школе, поскольку в силу возрастных особенностей детей они могут не видеть подобных проблем.
В ходе тренинга предложивший ту или иную тему проекта должен был охарактеризовать ее и максимально насытить конкретикой: «у нас», «в нашем поселке», «в моей школе», максимально переведя ее в плоскость реальной жизни.
Этой же установкой – приблизить тренинговую ситуацию к жизненным реалиям – руководствовались тренеры и на этапе сбора информации.
Методической находкой этого тренинга стало приглашение компетентных специалистов – юристов, социологов, журналистов, а также представителей органов власти и общественных организаций. Ими были: В. Рузанкин – доцент Самарского международного института рынка; А. Иванов – доцент кафедры социально-экономического образования СИПКРО; С. Лосев – ведущий научный сотрудник Самарского регионального центра гражданского образования, С. Симатов – ректор института журналистики, В. Смирнов – зам. главы администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Р. Обухов – председатель собрания представителей Кинель-Черкасского района. Хочется выразить благодарность этим людям, которые в потоке неотложных дел смогли выкроить время для совместной работы с педагогами из 12 территорий РФ с целью лучшего овладения ими технологии проекта «Гражданин». Включение специалистов разного уровня дало возможность обратиться к ним за информацией как к экспертам по выполняемому на тренинге проекту, что послужило хорошей школой для его участников.
В живой беседе с экспертами не только открывались азы проведения социологического опроса, анализа периодических изданий, но и тонкости и нюансы конкретной области знаний, которые, может быть, давно возникли у слушателей, и они смогли задать эти вопросы высококвалифицированным преподавателям самарских вузов. Участники тренинга были покорены всесторонними познаниями специалистов, но еще в большей степени их готовностью делиться своим знанием и опытом, доброжелательным настроем, что вызывало положительные отклики участников.
Возможность работать с представителями органов власти В. Смирновым и Обуховым Р.В. перевело проектную деятельность из виртуальной в реальную плоскость. Надо было видеть, какими вдохновленными уходили участники семинара после этих бесед, в ходе которых представители власти подсказывали конкретные шаги по решению той или иной проблемы, по поиску возможных партнеров и заинтересованных лиц. А также делились опытом решения подобных вопросов на своей территории. Так, работая над проектом «Изменение маршрута автобуса», целью которого стало смоделировать ситуацию, делающую возможным удлинение маршрута автобусного движения к вновь построенной больнице, куда общественный транспорт пока не ходит, его участники после консультации с Р. Обуховым позвонили в одну из транспортных компаний. В ходе телефонных переговоров они выяснили, что данная компания готова с ними сотрудничать. Все это вселяло в педагогов уверенность в перспективе позитивного изменения социальной ситуации в конкретном регионе вообще и возможности и необходимости расширения социального проектирования в частности.
Работа слушателей семинара по сбору информации проходила в библиотеке СИПКРО и двух компьютерных классах Центра «Интернет-Образование» в режиме открытого доступа, где можно было получить любые консультации специалиста, что облегчало поиск необходимых материалов и помогало отработать его алгоритм, что не только делало проекты содержательно насыщенными, но и вооружало участников семинара новыми навыками работы.
На этапе составления планов реализации проекта проявлялись аналитические способности участников тренинга, их социальная компетентность, осуществляя которую они смогли отработать навыки социальной переписки, составления петиций, обращений, запросов во властные структуры.
Самым творческим этапом стала подготовка к презентации. Забыв о своем возрасте, кто-то увлеченно рисовал фломастерами, кто то создавал объемные аппликации, кто-то сочинял стихи для сценария выступления, другие художественно оформляли портфолио.
Неузнаваемо преобразились участники тренинга, выйдя на сцену для защиты проектов. Трудно было представить, что у себя дома это важные чиновники, руководители центров гражданского образования, умудренные учителя. Группы представили и защитили проекты:
1-я группа – проект «Удобный маршрут» – изменение маршрута автобуса в городе, в связи с удаленностью от городской больницы.
2-я группа – проект «Имею право гражданином быть?!» – получение российского гражданства учащимися школы – вынужденными переселенцами.
3-я группа – проект «Дайте слово!» – создание школьного канала на районном телевидении.
4-я группа – проект «Я работать бы пошел…» – трудоустройство школьников в летнее время.
Эмоционально, вдохновенно делились участники тренинга своими замыслами. Очевидно было, что за несколько часов работы, проживая ту или иную ситуацию, они загорелись идеей своего проекта, пропустили ее через свое сердце.
Жюри дало разностороннюю оценку проектов. Участникам семинара было важно услышать мнение директора партнерства «Сивитас-Россия» Евгения Белякова, главного специалиста отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, ответственного секретаря оргкомитета Всероссийской акции Ирины Калиш, руководителя Самарского регионального центра гражданского образования Владимира Петровича Пахомова, являющихся членами оргкомитета Всероссийской акции «Я – гражданин России», а также заместителя главы администрации Кинель-Черкасского района Самарской области Владимира Смирнова и председателя собрания представителей этого же района Романа Обухова.
Члены жюри уделили внимание тем положительным сторонам проектов и тем ошибкам и недочетам, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом. Они обратили внимание на необходимость учета специфики экспертов, к которым обращаются участники проекта, о привлечении нормативных документов не вообще, а строго в соответствии с проблематикой проекта. Особое место в обсуждении итогов работы занял вопрос об эмоциональности подачи материала, о необходимости убедить слушателей в актуальности конкретной проблемы. Жюри подчеркнуло, что под эмоциональностью оно понимает убедительность, горячую заинтересованность, энергичность участников проекта, а не музыкальные вставки и театрализованные инсценировки. Проект будет успешен тогда, когда прочувствована и пережита проблема и когда к ее разрешению привлечено как можно больше сторонников из властных структур и общественных организаций. Как сказал В. Смирнов, просите эмоционально, люди сами придут на помощь.
В результате тренинговые занятия, проводимые в рамках семинара, позволили вовлечь в активную деятельность всех его участников, дали возможность каждому внести свой личный вклад в разработку проекта, в частности, и обменяться опытом внедрения проекта «Гражданин» на своей территории, представить свое видение будущего социального проектирования в целом.
Татьяна КОБЕЛЕВА, Зульфия МАЗЫР, методисты регионального Самарского центра гражданского образования
Комментарии