Любить, понимать, помогать…
Программа воспитательной работы классного руководителя
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей, в своем времени. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним, включающее:
– связь с прошлым, наличие культурной, исторической памяти;
– устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;
– полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиях в органичных для себя, индивидуальных формах.
Таким образом, в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.
Обязанность педагога в этом процессе – вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:
принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
принцип культуросообразности воспитания;
принцип целесообразности и природосообразности;
принцип креативности, творческого начала в воспитании;
принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.
Подразумевается, что в процессе индивидуально-личностного развития необходимо не количественное, суммарное освоение моделей воспитания, а предоставление права школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь осуществить выбор, не задавая жестких возрастных рамок, ибо этот процесс протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным.
Содержательная сторона процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности представляется следующим образом.
В пространстве социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей, потому следует отказаться от привычного желания сформировать заданный перечень личностных качеств. Человек имеет право быть разным в кругу людей. Задача воспитателя – не “набрать сумму” перечисленных в программе качеств, видов деятельности, направлений работы, а постараться постепенно расширить, обогатить индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие качества каждого воспитанника.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (следует отметить, что оно не ограничивается ими, а гораздо шире):
Гражданско-патриотическое воспитание
способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни
Решаемые задачи:
воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
воспитание правовой культуры.
Технология:
организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства;
организация и проведение тематических классных часов и бесед;
организация и проведение встреч с интересными людьми (в рамках КИВа школы);
организация и проведение встреч с участниками войны;
организация и проведение экскурсий по Москве, России;
подготовка и проведение походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;
организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
Художественно-эстетическое воспитание
способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности
Решаемые задачи:
воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Технология:
организация и проведение семейных вечеров;
сбор материалов и выпуск классных альманахов и газет;
подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов;
организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов;
организация и проведение тематических бесед и классных часов;
организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников;
организация и проведение выставок работ школьников;
организация и проведение встреч с интересными людьми;
организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам Москвы и России;
посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание
способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует формированию ответственности за природу, окружающий мир
Решаемые задачи:
создание условий для физического развития учащихся;
воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Технология:
организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья;
организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;
организация и проведение походов, поездок;
организация и проведение экскурсий в заповедники, парки;
организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории.
Трудовое воспитание
способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности
Решаемые задачи:
воспитание потребности трудиться;
воспитание ответственности за выполненную работу.
Технология:
организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов;
организация и проведение дежурства по классу, по школе;
организация и проведение семейных вечеров;
организация и проведение походов, поездок;
организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;
организация и проведение трудовой практики.
Нравственное
воспитание
способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего “Я”, развивает рефлексию
Решаемые задачи:
воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру;
воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Технология:
организация и проведение семейных вечеров;
формирование и развитие классных традиций;
организация и проведение тематических бесед, классных часов;
организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;
организация и проведение классных праздников;
организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Воспитание семьянина
способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Решаемые задачи:
воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.
Технология:
организация и проведение семейных вечеров;
организация и проведение бесед, тематических классных часов;
организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка;
формирование традиций класса;
просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок;
организация и проведение семейных праздников.
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ,
1260-я школа, победитель конкурса “Самый классный классный”
Москва
Комментарии