search
main
0

Опыт

Любить, понимать, помогать…

Программа воспитательной работы классного руководителя

Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей, в своем времени. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним, включающее:

– связь с прошлым, наличие культурной, исторической памяти;

– устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;

– полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиях в органичных для себя, индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Обязанность педагога в этом процессе – вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:

принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

принцип культуросообразности воспитания;

принцип целесообразности и природосообразности;

принцип креативности, творческого начала в воспитании;

принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;

принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

Подразумевается, что в процессе индивидуально-личностного развития необходимо не количественное, суммарное освоение моделей воспитания, а предоставление права школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь осуществить выбор, не задавая жестких возрастных рамок, ибо этот процесс протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным.

Содержательная сторона процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности представляется следующим образом.

В пространстве социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей, потому следует отказаться от привычного желания сформировать заданный перечень личностных качеств. Человек имеет право быть разным в кругу людей. Задача воспитателя – не “набрать сумму” перечисленных в программе качеств, видов деятельности, направлений работы, а постараться постепенно расширить, обогатить индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие качества каждого воспитанника.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (следует отметить, что оно не ограничивается ими, а гораздо шире):

Гражданско-патриотическое воспитание

способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни

Решаемые задачи:

воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;

воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;

воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;

воспитание правовой культуры.

Технология:

организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства;

организация и проведение тематических классных часов и бесед;

организация и проведение встреч с интересными людьми (в рамках КИВа школы);

организация и проведение встреч с участниками войны;

организация и проведение экскурсий по Москве, России;

подготовка и проведение походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;

организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

Художественно-эстетическое воспитание

способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности

Решаемые задачи:

воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

Технология:

организация и проведение семейных вечеров;

сбор материалов и выпуск классных альманахов и газет;

подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов;

организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов;

организация и проведение тематических бесед и классных часов;

организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников;

организация и проведение выставок работ школьников;

организация и проведение встреч с интересными людьми;

организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам Москвы и России;

посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.

Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание

способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует формированию ответственности за природу, окружающий мир

Решаемые задачи:

создание условий для физического развития учащихся;

воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Технология:

организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья;

организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;

организация и проведение походов, поездок;

организация и проведение экскурсий в заповедники, парки;

организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории.

Трудовое воспитание

способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности

Решаемые задачи:

воспитание потребности трудиться;

воспитание ответственности за выполненную работу.

Технология:

организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов;

организация и проведение дежурства по классу, по школе;

организация и проведение семейных вечеров;

организация и проведение походов, поездок;

организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;

организация и проведение трудовой практики.

Нравственное

воспитание

способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего “Я”, развивает рефлексию

Решаемые задачи:

воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;

воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру;

воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

Технология:

организация и проведение семейных вечеров;

формирование и развитие классных традиций;

организация и проведение тематических бесед, классных часов;

организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;

организация и проведение классных праздников;

организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

Воспитание семьянина

способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям

Решаемые задачи:

воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

Технология:

организация и проведение семейных вечеров;

организация и проведение бесед, тематических классных часов;

организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка;

формирование традиций класса;

просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок;

организация и проведение семейных праздников.

Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ,

1260-я школа, победитель конкурса “Самый классный классный”

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте