search
main
0

Опыт

Все наши мотивы – внутри нас

Известный народный мыслитель, один из пионеров природного оздоровления человека Порфирий Иванов в своих 12 сводах “Детках” завещал: “Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пускать?”

До настоящего времени валеологию продолжают считать лженаукой, надеются, что она сама собой со временем отомрет. Заведующая лабораторией валеологии Института возрастной физиологии кандидат медицинских наук Галина Бородкина другого мнения.

“Валеология, мне кажется, – это теория и методика формирования здорового образа жизни, т.е. изменение мировоззрения человека по отношению к себе как к человеку, и его глубокая взаимосвязь, взаимодействие с окружающей средой. Все это направлено, конечно, на педагогический процесс, потому что именно мы должны дать ключ педагогам, который помог бы приоткрыть дверцу в сохранение и укрепление здоровья ребенка, в формирование его дальнейшей жизни. Зная индивидуально-типологические особенности ребенка, определив порог тревожности, порог восприятия, преподаватель сможет установить, на что способен ученик, что он может, и в зависимости от этого научить его правильно относиться к себе, понимать себя и достичь максимальных возможностей в образовательном процессе”.

Лаборатория занимается также ранней профилактикой наркогенной зависимости у детей и подростков, выявлением факторов учебной мотивации. Есть направление исследований, которое поможет в будущем определить подростку, “кто он на самом деле”.

…Многие дошкольные и школьные коллективы, желая донести знания по формированию здорового образа жизни, охране безопасности жизнедеятельности, не достигают того, чего хотелось бы. Видимо, какой-то педагогический консерватизм все-таки в каждом из нас живет. Нашу внутреннюю инертность, точку зрения, “что я пришел в школу только давать знания”, мы должны стереть. Забота о гигиенических нормах, о проведении перемен (двигательный компонент необходим, иначе повышенная утомляемость на последующих уроках), о снятии нервного напряжения (музыкальные пятиминутки) – вот некоторые рекомендации лаборатории учителям. Институт при содействии Министерства образования РФ собирает педагогов на лекции, практические занятия, консультации, которые обычно начинаются с психотренингов. Каждый человек, будь то педагог или просто работник системы образования, на основе определенных вопросов начинает вести поиск внутри себя, пытаясь открыть свои резервные возможности. Ведь еще великий З.Фрейд говорил: “То, что мы объясняем в словах, – это рябь на воде, все наши мотивы внутри нас”.

“Сила нашего института, – рассказывает Галина Владимировна, – в тесной связи с дошкольными учреждениями, школой. У нас много хорошо отработанных вариантов, которые мы можем предложить педагогической общественности.

Например, в школе района “Северное Бутово” (экологически неблагоприятном) был проведен анализ заболеваемости детей. Через некоторое время в районе появился физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и тренажерными залами. Но перед этим шла работа с родителями, с педагогическим коллективом. Через оздоровительный компонент, через физиолого-гигиеническое нормирование нам удалось достичь снижения заболеваемости в 1,5 раза. Это большое достижение!

Или школа # 199, в которой работала медико-психологическая служба. Там наряду с перегрузкой детей, снижением уровня их здоровья стоял вопрос о низком уровне мышления ребят. Индивидуальное консультирование с нейропсихологом, психоневрологом позволило вовремя определять детей с начальными признаками невроза, невроподобных состояний. Благодаря такому современному медицинскому, нейропсихологическому выявлению в школе не было проблем с коррекционными классами. Была принята тактика: они не нужны, т.к. до 40% детей (я говорю об этом на всех лекциях) в каждом классе имеют те или иные нарушения, в основном в психофизиологической сфере.

Моей заветной мечтой является выпуск методических рекомендаций, пособий для учителей по формированию здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. И сделать это необходимо через систему образования (хотя медицина перетягивает здесь одеяло на себя, говоря, что валеология – это часть медицины)”.

Наталья МАТВЕЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте