Игры “Нашего дома”
Как используются элементы театральной педагогики в школе, говорится достаточно много. Мне бы хотелось рассказать о том, как театр используется в летнем корчаковском интеграционном лагере для здоровых детей и детей-инвалидов “Наш дом”. Он существует уже восьмой год. В основе его концепции лежат гуманистические идеи польского педагога, врача и писателя Януша Корчака, главными из которых являются: право ребенка на уважение, принцип прощения и партнерские отношения между детьми и взрослыми. Лагерь представляет собой мини-модель демократического общества, где все дети и взрослые имеют равные права и возможности. Вместо отрядов существуют так называемые семьи, где вместо воспитателей дети общаются с “папами” и “мамами”. Сам лагерь во многом строится как игра. Семья берет фамилию папы или мамы (очень забавно, что дети охотно принимают правила игры, а сцена, когда 15-летняя девочка с криком: “Здравствуй, папочка!” бросается на шею 16-летнему вожатому, выглядит просто потрясающе). У каждой семьи есть собственные праздники и традиции. Одна из самых ярких – театральная.
Театр – это праздник. Вспомните свои ощущения от слов: “Мы идем в театр” или от участия в постановке. Такое же настроение царит в лагере: сюрприз, приятное волнение. Каждая семья дежурит по “Нашему дому”. Дежурство начинается с подъема. Это может быть флейта и нежный голос над ухом: “Пора вставать, все соскучились и очень хотят тебя видеть”. А может быть целый ритуал, который придумала вся дежурная семейка. Строгие дежурные могут заставить всех желающих позавтракать, говорить комплименты друг другу, а могут потребовать и постановки 3-минутного мюзикла.
Театр – это карнавал. Здесь можно практически все. Это не вседозволенность, а раскрепощенность, возможность быть самим собой. Хорошей традицией стал наш карнавал. Весь день идет бурная подготовка: каждый готовит представление собственного костюма: богатыря, Сальвадора Дали, Дюймовочки. А еще можно собраться и провести, например, в середине августа первомайскую маевку с горнами, барабанами и пионерскими песнями…
Театр – это творчество. Где как не здесь можно блеснуть талантом артиста, певца, музыканта, режиссера, осветителя, декоратора, рабочего сцены. В традиции лагеря вошли презентации семей, дни России, Украины, Голландии, Германии, прощальный концерт, театральный конкурс. В семье дети разных возрастов, из разных социальных слоев, от вполне обеспеченных и благополучных до детей из интерната или детского дома, с различными проблемами в здоровье (от практически здоровых до имеющих инвалидность). Театральная деятельность – уникальное средство интеграции таких разных детишек. Удивительный оркестр создается в самом начале смены, куда входят и дети, и взрослые, играющие на самых разных музыкальных инструментах, и те, кто хочет научиться играть на них. Незабываемое впечатление у всех оставил Канкан в исполнении девочек из интерната для слепых и слабовидящих детей (думаю, такого не видел даже Париж).
Театр – это международный язык. Универсальнее средства общения человечество еще не придумало: сочетание музыкального и зрительного ряда, других ощущений, не нуждающихся в переводе ни на иностранный язык, ни на дактиль. Игра, в том числе и театральная, дает возможность общаться достаточно свободно детям и взрослым из разных стран, с проблемами в словесном общении (например, глухонемые дети и здоровые).
Театр – это отсутствие возраста. И стар и млад равны. Девочка играет старушку, вожатый – своего воспитанника. Пародия на всех и вся, взгляд со стороны на себя самого глазами детей и коллег. Надо видеть, какой восторг вызывают добродушные пародии на начальника нашего лагеря гениального педагога Ирину Дмитриевну Демакову! Или она сама, вымазанная в саже и самозабвенно вместе с нами поющая песни дикарей, приехавших навестить “Наш дом”!
Театр – это жизнь. Жизнь радостная, часто настоящая, с удачами и провалами, но жизнь, в которой тебе обеспечена помощь друга (взрослого или ребенка все равно).
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ,
“папа” “Нашего дома”
Комментарии