Ситуация, в которой в настоящее время оказалось высшее педагогическое образование, характеризуется внутренней сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в городах, имеющих педагогические вузы, налицо переизбыток кадров и, как следствие, невозможность для их выпускников устроиться на работу по специальности. С другой стороны, в сельских школах с малой наполняемостью классов при кажущемся переизбытке учителей (на каждого из них приходится по 10 учащихся или даже меньше) катастрофически не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, начальных классов, математики, физики, и директора школ пытаются выйти из положения, принимая на работу студентов старших курсов педвуза или же перегружая имеющихся учителей вплоть до 30-36 часов в неделю. Есть и еще одна сторона: зарплата учителей и воспитателей ДОУ настолько мала, что выпускники педвузов готовы устроиться на любую непедагогическую работу, получить второе образование по другой специальности, которая оплачивается лучше. Для преодоления подобной ситуации губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пошел на беспрецедентный шаг: он предложил выпускникам педагогических вузов, согласившимся поехать работать в сельские школы, подписать контракт на 10 лет. Согласно этому контракту молодому учителю областные органы образования покупают квартиру или дом, машину «Жигули» и дают зарплату в 12 тыс. рублей в месяц с условием, что половину этой суммы он потратит на выплату стоимости дома и машины, а 6-7 тыс. – на собственные надобности. В области были изысканы средства на заключение подобных контрактов с 1500 молодыми специалистами.
В этих условиях вполне естественно возрастает роль не крупных, а средних и малых педвузов, так как их выпускники более охотно возвращаются в село. Кроме того, в данном случае воздействует и демографический фактор: даже в сельских семьях в настоящее время рождаются 1-2 ребенка, и родители предпочитают отправить детей на учебу в небольшой ближайший город, где меньше соблазнов и опасностей. А отправить ребенка на обучение в областной центр с полным возмещением затрат может себе позволить далеко не каждая российская семья.
Таким образом, деятельность средних и малых педагогических вузов имеет особую значимость в качестве одного из наиболее важных культурообразующих центров тех районов, где проживает в основном сельское население. Эти педвузы оказывают существенное влияние не только на социально-общественную жизнь своего региона, но и на его экономический потенциал, так как занимают особую нишу в системе образования региона: готовят выпускников преимущественно для работы в сельской школе.
Вот причины, позволяющие делать прогноз на «выживание» средних и малых педвузов, и волюнтаристические предложения об их закрытии или передаче их финансирования на муниципальный или региональный уровень при попытке их реализации могут привести к резкому дефициту учительских кадров на селе. Да и вряд ли найдется регион, способный в настоящее время и в ближайшем будущем по своим финансовым возможностям содержать целый институт.
Таково настоящее средних и малых педагогических вузов, которые не только выстояли в труднейшие 90-е годы, но и расширили свои образовательные возможности, открыли новые факультеты и отделения. Но каково же их будущее, этих двух десятков педагогических институтов, которые расположены не в областных, а в районных центрах?
В сентябре 2005 г. правительством была принята Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Эта концепция предлагает переструктуризацию вузов: общенациональный университет, базовый (системообразующий) вуз, интегрированное учебное заведение, университетский комплекс, исследовательский университет или учебно-научно-исследовательский комплекс. Таким образом, Минобрнауки РФ с помощью укрупнения и интеграции предлагает решить проблемы, стоящие перед высшим образованием. Это проблема повышения качества высшего образования, проблемы подготовки профессионально компетентных выпускников вузов, проблемы бюджетного финансирования, модернизации информационно-технической базы вузов при минимальных бюджетных затратах и т.д. Кроме того, интеграция образовательных учреждений поможет решить ту проблему, которая не нашла отражения в концепции, но которой в настоящее время озабочены все руководители вузов – проблему набора. В 2009 г. к вузам подойдет волна того демографического спада, вернее – провала, который начался в стране в 1992 г. в связи с экономическим кризисом. Рождаемость в этом году и в последующее десятилетие была настолько низкой, что количество мест на первых курсах вузов в 2009 г. может превысить количество абитуриентов. В этих условиях борьба вузов за каждого абитуриента должна до предела обостриться, что может привести к поспешному закрытию не только части вузов, но и профессиональных лицеев и колледжей, как это в свое время случилось с детскими дошкольными учреждениями и сельскими и даже городскими школами. В настоящее время положение с рождаемостью начинает потихоньку выправляться, и это уже привело к дефициту мест в дошкольных учреждениях и резкой нехватке педагогических кадров, которая заставила многие вузы, в том числе и московские, увеличить прием студентов на отделения (факультеты) дошкольной педагогики и психологии. Скорее всего в ближайшем будущем эта проблема нехватки зданий и кадров обострится и в средней школе. При этом могут возникнуть «ножницы», когда выпускников педагогических вузов будет намного меньше, чем требуется школам, по вполне объективным демографическим причинам.
Таким образом, вузам, в том числе и педагогическим, находящимся не в областных городах, а в районных центрах (Арзамасский, Елабужский, Коломенский, Нижневартовский, Стерлитамакский, Сургутский, Тобольский, Шуйский и другие), предлагается либо войти в университетский комплекс в качестве младшего партнера областного педагогического университета, либо стать интегрированным учебным заведением, реализующим программы разных уровней (то есть составить кооперацию с педагогическими колледжами, базовыми школами и профессиональными лицеями), либо принять статус учебно-научно-исследовательского комплекса.
Первый из этих путей для многих «малых» вузов вряд ли приемлем (хотя и желателен для областных вузов), так как приведет к тому, что при возникновении трудностей головной университет начнет решать свои проблемы с финансированием, техническим обеспечением и набором за счет «младших» партнеров, что в конце концов приведет к той же нехватке кадров в сельских школах.
Второй путь, то есть создание интегрированного учебного заведения, представляется более приемлемым, и в принципе многие из этих вузов уже готовы к нему, так как работают в тесном содружестве с педагогическими колледжами, реализуя сопряженные образовательные программы сокращенного срока обучения. Кроме того, большинство из этих вузов имеют профильные педагогические классы в базовых школах и организуют курсы повышения квалификации учителей, то есть на деле осуществляют непрерывное педагогическое образование.
В любом случае тот путь укрупнения вузов, который предлагает в своей концепции Минобрнауки РФ, не учитывает реалии педагогического образования, школьного образования на селе, культурных потребностей городов, в которых расположены средние и малые вузы.
Если оглянуться назад, в свою не такую уж давнюю историю, то можно поразиться стремлению наших руководителей к гигантомании в процессе реформирования, практически всегда приводившей к негативным последствиям как в экономике, так и в образовании.
Школа в ХХ веке также пережила ряд реорганизаций и экспериментов, которые не всегда положительно сказывались на уровне образованности населения: всеобщее семилетнее, затем восьмилетнее и десятилетнее образование (приведшее, кстати, к системе «три пишем, два – в уме»). Результат общеизвестен: падение интереса к чтению, падение грамотности, появление призывников, никогда и нигде не обучавшихся, расцвет репетиторства, коррупция.
В этих условиях школа держится только на энтузиазме и добросовестности учителей и директоров школ, воспитанных, как это ни странно, в малых и средних провинциальных педвузах. В таких вузах, как правило, преподаватели намного ближе к студентам, имеют больше возможностей для выстраивания их индивидуальной траектории развития, что весьма немаловажно, если учесть, что в большинстве случаев эти студенты пришли в вуз из сельских школ и, если даже имеют неплохие знания за школьный курс, то, как правило, не имеют общекультурного развития. А могут ли эти крестьянские дети попасть в эти «общенациональные университеты», «базовые (системообразующие) вузы», «университетские комплексы», конкурируя при поступлении с выпускниками столичных школ, натасканных репетиторами и прошедшими через сито компьютерного тестирования? Вряд ли. Но даже если они вследствие падения рождаемости, которое в 2009 году приведет к резкому падению конкурсов, и попадут в эти крупные вузы, сумеют ли преподаватели крупных вузов, захотят ли «возиться» с таким контингентом? Не усилится ли процент отчисления студентов из глубинки после первой же сессии? И что же? Опять возникнет проблема «кухаркиных детей»? Все знают, чем это кончилось. Таким образом, попытки уничтожения малых и средних педагогических вузов в результате укрупнения могут иметь более чем негативные последствия.
Наталья БЕЛЯНКОВА, директор научно-методического центра Арзамасского государственного педагогического института им. А.П.Гайдара, кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендации
1. Считать высшее педагогическое образование особым видом профессионального образования, имеющим социальную значимость.
2. Не реструктуризировать педагогические вузы в сторону укрупнения до 2009 года. Возможно, что придется реструктуризировать не малые, а крупные вузы, т.к. в них может не быть конкурса абитуриентов.
3. Пересмотреть в Госстандарте высшего педагогического образования учебные планы, убрать введенные недавно совершенно излишние предметы, усилить методический блок, т.к. из-за уменьшения часов на методики обучения начинает страдать профессиональная подготовка молодых учителей.
4. Не навязывать педвузам развитие фундаментальных исследований в области физико-математических и естественных наук. Для этого есть специализированные НИИ и вузы. Они же должны готовить в аспирантурах и докторантурах специалистов теоретических дисциплин для педвузов и руководить их дальнейшими научными исследованиями. Требование развития фундаментальных исследований в педвузах (если их, разумеется, до этого не велось) способствует не развитию науки, а только распыляет средства.
5. Сосредоточить внимание ученых – преподавателей педвузов на наиболее актуальных социально-педагогических проблемах современного общества: трудовом и профессиональном воспитании детей и молодежи, социализации детей в детдомах, осуществлению учета и возврата к обучению детей, по тем или иным причинам уклоняющихся от обучения. При этом особое внимание обратить на разработку реальных путей решения проблем, а не на разработку и проведение пресловутых «тренингов общения», которые у детей «группы риска» вызывают только раздражение или смех, как просто игра взрослых благополучных людей с ними, нуждающимися отнюдь не в игре.
6. Для малых и средних вузов, расположенных в райцентрах, актуальными являются исследования социальных проблем села и сельских школ, повышение уровня образованности сельских школьников, информатизации сельских школ. Кроме этого, следует развивать сотрудничество этих вузов с РАО и издательствами по апробации и экспертизе новых и модернизируемых федеральных учебников в условиях сельских школ и школ райцентров как наиболее референтных в отношении доступности и эффективности этих учебников.
Комментарии