Сегодня, в век стремительного развития информационных технологий, мы становимся свидетелями того, как молодежь забывает о культуре. Большое беспокойство вызывает и крушение моральных устоев у значительной части молодых людей.
И вновь возникает извечный вопрос: как быть? Как быть нам, учителям? Естественно, одними запретительными мерами здесь не обойтись. Необходимо развивать интерес к культуре. Необходимо дать увидеть нашим детям, что мир значительно многообразнее, чем это можно себе представить по видеофильмам и компьютерным играм.Вот поэтому задача учителя должна, как представляется, заключаться не только в подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и, что не менее важно, в воспитании интеллигентных, культурных, эстетически образованных людей с активной жизненной позицией. Нельзя допустить, чтобы выродился слой интеллигентов, читающих книги, разбирающихся в живописи, скульптуре, музыке. Очень часто нам, учителям, приходится слышать от родителей: «Он вообще ничего не читает. Он все свободное время просиживает у компьютера. Ну как мне заставить его прочесть «Войну и мир»?!» Да и сами мы, проводя очередной урок на тему «Душевная драма Катерины», видим, что не волнует эта тема подростков, потому что не читали, да и не хотят читать. Непонятны время, скучная жизнь – «и зачем это все мне?». Как же помочь современному юноше или девушке понять юношу и девушку века ХIХ? Как провести знак равенства между закрытой душой подростка ХХI века и переживаниями Чацкого, Онегина, Печорина?Можно, конечно, отказаться от классики, пересмотреть программу, позволить выбрать для чтения свое, более современное и понятное. Но станет ли от этого лучше? Ведь только классика способна заложить в человеке критерии нравственности, научить его отличать фальшивое от настоящего, научить чувствовать и думать, наконец, обогатить язык. Она помогает правильно взрослеть…Известно: чтобы полюбить книгу, в ней нужно увидеть себя или найти ответ на давно волнующий вопрос. Как это сделать в современных условиях? Ответ пришел совершенно неожиданно – помог один спектакль. Шли мои десятиклассники в театр, как обычно, добровольно-принудительно. Опять классика – А.Н.Островский, «Гроза», но в интерпретации режиссера Никиты Бетехтина. Оказалось, классика-то может быть прочитана по-новому! Сначала поразили костюмы актеров – креативное видение образов художником. Затем поразила игра актеров – и Катерина понятна и близка, и Борис с Тихоном не такая уж редкость в нашей жизни, да и Кабанихи не перевелись. А после спектакля было обсуждение. «Монологи не все были прочитаны!» – это те, кто ознакомился с пьесой до просмотра спектакля. «А я думал, это давно было!» – не читал, судит только по спектаклю, фиксирую я. «А я Кабаниху другой представлял!» – анализирует, сравнивает, определяется в своих симпатиях-антипатиях. А главным-то для всех оказалось, что «Гроза» вовсе и не хрестоматийное произведение, а история для каждого. Кто-то скажет, что она про любовь, кто-то – про предательство, кто-то – про одиночество… И прочтут, я в этом уверена. А что же будет дальше? А дальше у нас «Обломов», и мои десятиклассники спрашивают: «В какой театр мы пойдем?»Лариса КОВАНЦЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1021
Комментарии