Закончился учебный год. Школы пилотного проекта перешагнули рубеж неизвестности, а на 20122013 учебный год уже поставлены новые задачи по совершенствованию московского образования: объединение образовательных учреждений в комплексы, переход на НСОТ, а самое главное – повышение качества образовательных услуг.
Очень важно, с точки зрения профсоюза, провести преобразования таким образом, чтобы одновременно не пострадал ни один педагог, чтобы четко соблюдались права работников. Территориальная профсоюзная организация Западного административного округа с этой целью в течение мая-июня по заранее разосланным анкетам провела собеседования с председателями первичных профсоюзных организаций. Нас интересовали ответы на следующие вопросы:
– перешло ли образовательное учреждение на новую систему оплаты труда?
– снизилась ли заработная плата в прошедшем учебном году?
– произошло ли сокращение кадров?
– проводилось ли собрание трудового коллектива с обсуждением объединения с другим ОУ?
– существует ли напряженность в коллективе?
При общении с председателями первичных профсоюзных организаций мы были удивлены и взволнованы сложившейся ситуацией в отдельных коллективах образовательных учреждений. В одной из школ директор предупредил о снижении зарплаты на 15% и избавлении от неугодных сотрудников, в детском саду говорят об укороченном рабочем дне во вторую смену и о том, что помощники воспитателя будут работать на две группы. Кроме того, мы встретились с еще более печальным явлением нашей действительности – это слухи, слухи… Анализируя происходящие процессы, особенно среди дошкольных учреждений округа, мы сделали вывод, что в первую очередь негатив вызван отсутствием информации, непониманием отдельными руководителями происходящих процессов, а также, к большому сожалению, отсутствием четких рекомендаций, разъяснений органов управления образованием.
Не менее сложная ситуация в детских садах особого вида, в учреждениях дополнительного образования. Коллективам непонятен принцип объединения образовательных учреждений. Большинство считают, что это указание «сверху». Раз ТАМ сказали, что нужно объединяться, что это экономически выгодно, значит, надо объединяться. Такая позиция нас особенно беспокоит.
Мы не можем не сказать о полученной статистике по проведенному анкетированию. Снижение заработной платы отметили 3% (ДОУ) и 5% (школы) респондентов, сокращение кадров -10%, а особенно нелегко называть цифру существующей напряженности в коллективах: 47% в детских садах и около 30% в школах. Все конфликтные ситуации совместно с управлением образования стали предметом обсуждения с выездами в коллективы.
Какие еще жалобы мы слышим от коллективов? Недовольство авторитарным стилем руководства, необъективной оценкой их работы, невнимание к созданию нормального микроклимата в коллективе, отсутствие скрупулезной работы с родителями в вопросах воспитания детей.
В отношении происходящих процессов в образовании все учреждения можно условно разделить на три группы: благополучные, тревожные и неинформированные.
К благополучным, как правило, относят учреждения с серьезным творческим педагогическим коллективом во главе с грамотным руководителем и сильной первичной профсоюзной организацией. В этих учреждениях на общих собраниях коллектива и на педагогических советах и в управляющих советах обсуждали вопросы о переходе на новую систему оплаты труда, определения критериев оценки работы учителя, о принципах распределения стимулирующего фонда, о возможности объединения с другим образовательным учреждением. В Западном округе к таким учреждениям относятся ЦО №97 и 1434, школы №63, 1119, 384, 587, 1004, 714, ЦРР №2098, гимназии
№1567 и 1584.
Наибольшее количество «тревожных» учреждений среди ДОУ. В первую очередь это вызвано отсутствием информации, порой и сами заведующие не знают и не понимают, что их ждет впереди. Только гласность, прозрачность и коллегиальность способны снизить тревожность в коллективах.
Часть учреждений относятся к группе неинформированных. Собраний не было, информация минимальна, учебный год закончился – все в отпуска. В округе есть одно такое учреждение (д/с №2561, зав. И.Полховская), в котором отсутствует профсоюзная организация и процессами управляет лишь один руководитель.
Мы говорим о создании московского стандарта качества образования, а это трудно себе представить без высокого стандарта жизни учителя. Профсоюз со своей стороны предлагает различные социальные программы: Кредитный союз учителей, дотации к отдыху взрослых и детей, добровольное медицинское страхование, финансирование учебы председателей ППО, праздничных мероприятий. Надеемся, что и правительство приняло решения о стимулировании педагогического труда.
Членам профсоюза в преддверии нового учебного года хотим сказать следующее: не теряйте оптимизма, доверяйте профсоюзу, будьте уверены, что профорганизация по-прежнему эффективна в защите основных прав сотрудников.
Комментарии