Выступая с отчетным докладом, председатель областной организации профсоюза Татьяна Михайловна БУГРЕЕВА особое внимание уделила вопросам оплаты труда в системе образования. Для профсоюза это основа основ. Ведь сколько ни говори о мерах по повышению престижа профессии и социального статуса учителя, о необходимости привлечения молодых специалистов в школы и вузы, мало кто захочет выбрать педагогическую стезю, если преподаватель не будет получать достойное вознаграждение за свой труд.
Самым больным вопросом для нас остается проблема заработной платы. Нашему профсоюзу пока не удалось решить на федеральном уровне главную задачу: определить единые принципы и подходы, позволяющие установить минимальные государственные гарантии по оплате труда работников в форме базовых ставок (окладов) по соответствующим профессионально-квалификационным группам.
В рамках регионального комплексного проекта модернизации образования (КПМО) наш профсоюз уделял и продолжает уделять большую часть времени проблемам заработной платы. Всем вместе нам удалось убедить губернатора, что сначала нужен эксперимент по НСОТ, и только после подведения его итогов можно начать поэтапное внедрение новой системы оплаты труда во всех типах учреждений.
Надо отдать должное Министерству образования и науки области – эксперименту уделялось значительное внимание: постоянные семинары, совещания, обучение, проверки плюс дополнительное финансирование позволили решать вопросы материального стимулирования учителей. Отделы образования говорили, что в начале эксперимента они «купались» в деньгах.
Но потом началась оптимизация и реструктуризация образовательных учреждений, поиск резервов внутри отрасли, что является одним из условий для регионов – участников КПМО. Начались массовые сокращения, особенно младшего обслуживающего персонала, узких специалистов: психологов, социальных педагогов, а также учителей, имеющих маленькую нагрузку.
Зачастую нарушались права работников образования. Работодатели не предупреждали за 2 месяца о предстоящем сокращении, убеждали учителей пенсионного возраста уйти добровольно, особенно тех, кто имеет неполную или совсем небольшую нагрузку, так как это влияет на зарплату руководителя. За 2 года уволились около двух тысяч учителей.
Областной комитет профсоюза, правовая инспекция, районные и городские организации – каждый достойно защищал права учителей и других работников образования. Многие педагоги поверили в профсоюз именно в период восстановления их трудовых прав.
Особенно много нарушений было допущено при введении постановления областного правительства от 19 декабря 2008 года №668-П «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Астраханской области». Почему-то у нас все значимые документы, влияющие на социальные гарантии работающих, принимаются под Новый год, очевидно, чтобы работодатели все праздники работали и знакомили сотрудников с изменениями. Органы власти мотивируют это тем, что о новых условиях оплаты труда рассказывали учителям еще в сентябре, хотя никаких официальных документов на тот период не принималось, либо они принимались в нарушение ТК РФ, а учителя безропотно подписывали все документы, так как шло прямое запугивание работников.
Вопросы внедрения новых систем оплаты труда не раз выносились на заседание отраслевой трехсторонней комиссии, президиумы, пленумы, внеочередные профсоюзные конференции. Постепенно удавалось на всех уровнях вносить изменения в Положение о системах оплаты труда в образовательных учреждениях.
Профсоюз настоял на организации мониторинга по НСОТ, и мы его проводим. Первые итоги подводились на одном из пленумов обкома профсоюза. Картина по области следующая. Средняя зарплата в целом по региону у работников образования на 1 октября 2009 года составила 11438 рублей:
– у воспитателей дошкольных учреждений – 6361 рубль;
– у работников дополнительного образования – 8994 рубля;
– у младшего обслуживающего персонала – 4738 рублей;
– у руководителей образовательных учреждений – 17854 рубля;
– у работников системы НПО – 11700 рублей;
– у преподавателей ссузов – около 15 тысяч рублей;
– у работников вузов – около 19 тысяч рублей.
В Астрахани и Знаменске используется модельная методика оплаты труда, основанная на ученико-часе. Разногласия с Министерством образования и науки идут именно по этому вопросу, ибо понятия «ученико-час» нет в законе о бюджете и законе о системах оплаты труда работников бюджетной сферы, принятых Государственной Думой Астраханской области.
Средняя зарплата у учителей Астрахани в период действия этой методики составила 10802 рубля, в дошкольных учреждениях – 7299 рублей. Мы так и не увидели анализа, какая же система оплаты труда эффективнее, модельная или штатно-окладная, которая применяется во всех остальных территориях. И почему надо было отказаться от отраслевой системы оплаты труда, которую можно было наполнять новым содержанием? Предлагаем вынести этот вопрос на заседание областной трехсторонней комиссии во втором квартале 2010 года, в марте. Хуже всего, конечно, обстановка в дошкольных учреждениях.
По-прежнему актуальной остается проблема реализации права педагогических работников в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
В отчетный период обком профсоюза серьезно занимался вопросами предоставления коммунальных услуг учителям с участием депутатов Государственной Думы Астраханской области и специалистов ЖКХ. В каждом районе мы привлекли внимание к этой проблеме органов муниципальной власти, служб ЖКХ (газсервиса, энергокомпаний, лесхозов).
В соответствии с законом Астраханской области о социальной поддержке отдельных категорий граждан от 27.12.2004 №68 при предоставлении льгот педагогам исключались члены их семей. Мы обратились в прокуратуру и к депутатам Государственной Думы Астраханской области по этому вопросу. Необходимо довести его решение до конца, в том числе и через суд.
19 ноября 2009 года правительство Астраханской области внесло изменения в свое постановление №450-П от 28 декабря 2006 года о порядке предоставления мер социальной поддержки сельским педагогам: отменен пункт о том, что доставка топлива от поставщика до места назначения производится за счет средств педагогического работника. Теперь это звучит по-другому: «Финансирование расходов по обеспечению топливом осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области».
Надо отметить, что, несмотря на огромную работу, которую проделали профсоюзные лидеры сельских районов по возврату долгов по коммунальным льготам с 1994 года, не удалось обеспечить дровами и углем учителей в Черноярском, Икрянинском, Камызякском районах. Договоров между поставщиками услуг и Министерством жилищно-коммунального хозяйства до сих пор нет ни на 2009 год, ни на 2010-й. Теперь этим вопросом будет заниматься Министерство социального развития и труда. Но сегодня это путь решения данной проблемы.
Комментарии