search
main
0

Оптимизация, реструктуризация Еще рано подводить итоги

В нашей огромной стране две трети школ – сельские. Если точнее, то на начало 2000-2001 учебного года их насчитывалось 45 тысяч.
В них учатся почти шесть миллионов детей и работают 685 тысяч учителей. На долю начальной школы из них приходится 31 процент, на основную общую – 25 процентов, и 44 процента составляет полная средняя школа.
Самые маленькие сельские школы России – это начальные. Есть такие (их 5604), где учатся меньше 10 детей.
В 2865 школах не насчитывается и 15 учеников. А “больших” школ – таких, где учатся хотя бы 280-300 детей, всего-навсего 34!
Содержание такой маленькой, малокомплектной школы обходится в несколько раз дороже, чем городской. Учителям нужно платить зарплату, даже если они обучают всего десяток учеников. Вряд ли найдется много таких суперуниверсалов, которые будут одинаково хорошо преподавать и химию, и математику, и историю, и литературу. Школам требуются тепло, ремонт, новые парты и оборудование для кабинетов.
И тем не менее Министерство образования России абсолютно убеждено, что начальную сельскую школу ни в коем случае нельзя расформировывать. Маленькие дети должны оставаться дома, в своих семьях, со своими мамами.
Теперь что касается основной школы. Самые маленькие по контингенту – это те, где учатся 40 ребят или немного меньше. Их насчитывается 2859. В самых маленьких средних (полных) школах учатся примерно 100 детей. А крупных школ, таких, где за парты садятся до 1600 сельских ребят, в нашей стране всего пять. Как видите, малокомплектных школ в России подавляющее большинство. И, конечно, все они, повторяем, весьма недешево обходятся государству. Экономисты считают, что сокращение таких учебных учреждений могло бы сэкономить госказне около 45 миллиардов рублей. Есть над чем задуматься при нашей бедности, не правда ли?
Однако, с другой стороны, как быть с миллионами детей? Министерство образования России разработало “Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности”, основная цель которой – обеспечить доступность и высокое качество образования для юных сельчан. Но малокомплектная школа не может этого сделать, поскольку там плохая материально-техническая база, не хватает преподавателей. Выход из положения министерство видит в том, чтобы возить детей в соседние села, где более крупные школы, где материальная база лучше, где полный преподавательский состав. Но, конечно, нужно, чтобы село это не располагалось за тридевять земель, чтобы туда вели хорошие дороги, а детей перевозили не старые, находящиеся на грани аварийного состояния автобусы, чтобы не было проблем с бензином. И если всего этого нет, то выход остается один: не расформировать малокомплектную школу.
В каждом конкретном случае власть должна внимательно изучить, какова ситуация в районе, выслушать мнение родителей, учителей.
В Ярославской, Самарской областях и Республике Чувашия на средства Всемирного банка сейчас идет эксперимент по реструктуризации сельских школ.
Впрочем, эксперимент не закончен, и итоги подводить еще рано, поскольку сейчас идет подготовительный период, и продолжится он до 2004 года.

Светлана ИЛЬИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте