search
main
0

Оптимисты победили в споре о будущем

​Год назад, когда впервые зашла речь о присоединении к нашей гимназии нескольких поблизости находящихся школ и детских садов, в коллективе (да и не только в нашем), конечно, началась бурная дискуссия. В конечном счете предстоящие сложности просматривались ясно, а потенциальная польза многим казалась неочевидной.

И все-таки оптимисты победили, объединение произошло: реорганизация гимназии, двух школ и пяти детских садов заняла почти год, в октябре 2014 года был сформирован комплекс, состоящий из десяти зданий, в которых обучают около 2500 детей и работают более 250 учителей и воспитателей. Сейчас уже понятно, что стратегия на объединение была выбрана верно. Большой комплекс дает шанс каждому ребенку с его собственными потребностями, возможностями, способностями, интересами найти свое место; позволяет собрать все лучшее и интересное, что было создано педагогическими коллективами. Он дает возможность консолидировать усилия, чтобы сделать сам процесс обучения не только комфортным, но и пленительным; привлекая новые научные и методические практики, реализуя разнообразные большие проекты. В конечном счете это позволяет выйти на следующий уровень развития, поставив перед собой амбициозные цели, да и просто сделать жизнь интереснее. Кроме того, это возможность привлечения больших финансовых и материальных ресурсов для организации современной образовательной среды.Впрочем, вопросы остались, однако со временем они стали иметь очень конкретный, даже инструментальный характер: «Как должна выглядеть структура комплекса? Как выстроить новые эффективные системы управления, методического и психологического сопровождения, финансового и материального обеспечения? Как должно реализовывать в новых условиях содержание образования? Как избежать психологического напряжения, которое неизбежно возникает при самой мысли о реорганизации? И – самое главное – с чего начать?»Для нас было очевидным несколько вещей.Первое: прежде всего надо познакомиться.Второе: процесс объединения необходимо вести так, чтобы вполне естественное эмоциональное напряжение, с ним связанное, было минимальным. А лучше, чтобы его совсем не было.Третье: предстоящая интеграция будет осуществляться на трех уровнях: ценностном (создание единого ценностного пространства), институциональном (создание механизмов управления), содержательном (содержание образования, критерии оценивания).Знакомство коллективов началось с совместных заседаний методических кафедр, где обсуждали программы, по которым работают учителя; педагоги представляли свой опыт, говорили о проблемах. Мы решили, что было бы очень полезным организовать учебу по освоению новых образовательных технологий. Такие курсы повышения квалификации «Современные эффективные технологии образовательного процесса» были организованы при АПКиПРО на базе гимназии. В ходе обучения на курсах в совместной деятельности учителя разных подразделений знакомились с новыми подходами к преподаванию. Ноябрь и декабрь стали месяцами открытых уроков, в ходе которых учителя всех подразделений посетили уроки друг друга, что позволило им и познакомиться друг с другом, и пообщаться, и поделиться своим опытом и проблемами.Как известно, начальная школа – это особый мир в любом образовательном учреждении. В гимназии более 20 лет не было начальной школы, поэтому знакомство с нашими новыми маленькими учениками и их учителями было особенно значимым. Именно для учителей начальной школы был организован семинар под руководством профессора В.Лебедева по реализации новых ФГОС, основной задачей которого стало не только освоение системно-деятельностного подхода, но и создание площадки для сближения коллективов. Дальнейшему знакомству способствовало и создание совместной аттестационной комиссии.Параллельно с этим в комплексе начал свою деятельность психологический семинар под руководством профессора В.Юркевич – его работа направлена на повышение общей психологической культуры учителей и на объединение коллективов. Надо сказать, что психологическая служба в гимназии существует более 25 лет, ее деятельность всегда оставалась для нас одним из важнейших направлений работы. Сейчас же она кажется особенно важной, поскольку не только позволяет преодолевать естественные тяготы переходного периода, но и создает условия для развития коллектива. Включение в работу лаборатории психологов из других подразделений комплекса и создание единого психологического центра создают предпосылки для реализации принципа преемственности на разных этапах образовательного процесса, дает возможность выстраивать индивидуальные траектории образования.Разработанный план диагностических мероприятий в дошкольных отделениях позволяет отслеживать развитие когнитивных процессов, анализировать эмоциональную сферу, создавать оптимальные условия для развития способностей каждого воспитанника. Психологическая служба выстроила систему консультирования классных руководителей, родителей, администрации, спланировала социально-психологические тренинги родителей. Под руководством психологов была проведена неделя толерантности, в ходе которой мы проводили благотворительные акции (помощь бездомным, помощь детскому дому, благотворительная ярмарка для фонда «Подари жизнь»), общей целью акции стало общение и взаимодействие учителей и учеников всех структур комплекса.Помимо задач, связанных со сближением коллективов, все сделанные шаги помогали снять эмоциональную напряженность, лишить людей страха перед интеграцией, открыв для них новые перспективы. Кроме того, они легли в основу долгого процесса формирования единого образовательного пространства.Нам казалось принципиально важным понять, чего хотят наши главные «заказчики» – родители. Этим занялась социологическая лаборатория (она существует в гимназии более десяти лет). Чтобы изучить мнения родителей по вопросам организации образовательного процесса, приоритетам внеурочной деятельности, платным образовательным услугам, под руководством учителей ребята разработали анкеты, выяснилось, что большинство родителей самой важной задачей считают развитие индивидуальных способностей детей, выступают за многопрофильное образование. Во внеурочной деятельности они хотели бы, чтобы большее внимание уделяли иностранным языкам и предметам естественно-математического цикла, причем за дополнительное образование по основным предметам они готовы платить, родители начальной школы в подавляющем большинстве хотят, чтобы их дети с 1-го класса изучали иностранный язык. Эти запросы были учтены при разработке новой образовательной программы.Параллельно в ходе встреч, бесед, изучения документации мы проводили постепенный анализ различных сторон деятельности структурных подразделений комплекса, целью которого было выявление наиболее сильных, интересных, значимых аспектов работы наших коллег, а также проблем, которые нужно решать.Одним из наиболее многообещающих направлений в создании единого образовательного пространства мы считаем совместную проектную и исследовательскую деятельность учеников и учителей из разных структурных подразделений гимназии. Площадкой для такой деятельности должно стать Ломоносовское общество, существующее в гимназии более двадцати лет, тем более что в последние годы в его работу оказались вовлечены дети не только из нашей гимназии, но кроме того из многих школ других регионов России и Европы.Итогом всей этой разнообразной деятельности становится постепенное формирование единого образовательного пространства комплекса.Центральная же задача, которую нам предстоит решить в ближайшее время, – завершение работы над созданием структуры управления комплексом, обеспечивающей его инновационное развитие. Понятно, что она должна сочетать как вертикальные, так и горизонтальные связи, строиться на матричных основаниях. Мы видим будущее развитие нашего комплекса через реализацию различных проектов и развитие проектного управления.Управление таким большим организмом невозможно без делегирования управленческих функций и полномочий на места, без организации творческих групп по различным проблемам, без развития взаимодействия между всеми структурами комплекса. В рамках этой стратегии в комплексе созданы психологический центр, информационно-аналитический центр, центр качества. Для работы над конкретными локальными проектами мы создаем временные творческие группы. Наконец часть управленческих функций была передана научно-методическому совету.Из трех выделенных уровней интеграции ничего не было сказано о создании общих ценностей, хотя именно они выводят интеграционный процесс на фундаментальный, глубинный уровень. Однако достижение этой степени единства – дело непростое и долгое, общие ценности рождаются, формулируются, осмысляются в процессе нашего ежедневного совместного труда, в нашем общении и в наших спорах, в воплощаемых нами в жизнь планах и проектах, в нашем общем и постоянном движении вперед…Евгения КУЗНЕЦОВА, директор гимназии №1530 «Школа Ломоносова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте