search
main
0

Оптимистический скептицизм. Такое образование не может быть массовым

Что касается возможностей использования дистанционных технологий в учебном процессе, вряд ли стоит спорить, насколько это соответствует современным мировым тенденциям. Гораздо проще задаться вопросом: насколько этому соответствуем мы сами…

Игорь КУРИЧКИС, директор ПУ №116:

– Я бы хотел сказать как отец двух взрослых сыновей. Один из них закончил достаточно престижный вуз, другой еще там учится. Поскольку их не заботило расстояние, то такую форму обучения они и не выбирали, но некоторые отдельные курсы в электронном виде получали. Если делать из этого какой-то вывод, то я от «дистанционки» не в восторге. Прежде всего потому, что молодой человек, делая задания этого электронного курса, скачивает информацию из интернета. Полчаса – и готова курсовая. Ни навыка письма, ни тренировки памяти не происходит. И неудивительно, что через достаточно короткое время все приобретенные знания улетучиваются. Мне кажется, они все же должны быть подкреплены вербальным, визуальным контактом.

Анатолий ФЕДОРОВ, директор медико-технического колледжа:

– В нашем учебном заведении форма дистанционного обучения не применяется, поскольку для этого требуются большие финансовые вложения, в частности для разработки, создания программ, электронных учебников, базы данных. Но я сторонник этого направления. Невозможно отрицать, что весь мир давно живет в интернете, и откладывать на завтра решение вопросов, касающихся передачи информации в электронном виде, значит, резко понижать рейтинг заочного обучения. Если говорить о качестве дистанционного образования, то, несомненно, тема спорная, однако, продумав механизмы контроля, тестирующие элементы, можно добиться очень высоких результатов. И потом, студент хотя бы раз в полгода должен обязательно приехать и встретиться с педагогом. Ему необходимо продемонстрировать результаты своей самостоятельной деятельности. Без этого трудно определить авторство курсовой работы.

Сейчас в нашей стране, на мой взгляд, идет несколько однобокое овладение Сетью. Ребята в основном увлекаются развлекательными сайтами. Но многое изменится, пойми они, что программы могут быть обучающими, что итогом обучения может стать документ об образовании. Это привлечет к форме дистанционного образования большой интерес.

Очень многое зависит от того, как идет компьютеризация всего населения. Я, например, начинаю свой разговор с родителями абитуриента с совета постараться купить ребенку компьютер последней модификации. Да, это невероятно сложно для многих, но будущее, и мы должны это признать, за информационными технологиями.

Дистанционное образование – это перспектива. Другое дело, что нужна тщательная подготовка специалистов, способных разрабатывать учебные программы и курсы.

Вячеслав КУДРЯШОВ, доцент кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. Герцена:

– Честно говоря, ко всем формам заочного обучения я отношусь скептически. Это мнение складывается из большого опыта работы на заочном отделении. Да, были примеры, когда через такую форму обучения получали серьезное качественное образование, но массовым оно быть не может. По той простой причине, что требует целого ряда условий, и в первую очередь индивидуально-психологических. Для обучения дистанционно необходима жесткая самодисциплина, чем большинство из нас похвастать, увы, не может. Вторая проблема: доступ к источникам информации. Проще говоря, не у всех дома есть компьютер и выход во Всемирную сеть. Было бы разумнее, если бы в стране была единая компьютерная система. И надо думать о компьютеризации всего населения, чтобы любой провинциал мог зайти на сайты столичных библиотек. Сейчас, как признаются многие студенты, чтобы это сделать, приходится ездить в районный центр, где существует очередь на единственный компьютер.

Для нашей кафедры дистанционное образование – совершенно неприемлемая форма. Я считаю, что философские, психологические да весь курс гуманитарных дисциплин надо преподавать «вживую». Ведь чтобы стать, например, настоящим психологом, нужно пройти школу серьезного мастера, улавливая все нюансы его деятельности.

И потом, в отсутствие хорошей материальной базы массовость такой формы обучения вызывает недоумение. Мы по госстандарту обязаны обеспечивать студенту двадцать часов работы в интернете. Конечно же, мы не обеспечиваем. Хотя пытаемся. Коль в этом будущее, то двигаться, несомненно, надо иными темпами.

Как вспомогательный элемент обучения «дистанционка» имеет право на жизнь. В этом я даже усматриваю огромное поле деятельности. Но как обучение только с помощью электронных носителей вряд ли. Вообще надо заметить, что, пока мы не научимся передавать информацию во сне каким-то телепатическим способом, всегда будет существовать проблема «учитель – ученик».

Татьяна ЧИСТЯКОВА, директор Лицея восточной культуры:

– Дистанционное образование – колоссальная возможность для самообразования. Мы знаем, сколько в стране «медвежьих уголков», где нет даже плохоньких библиотек. Что делать детям оттуда? Как получать информацию? Если программа компьютеризации сельской школы обеспечит детей техникой, то у них появится шанс пользоваться фондами той же публичной библиотеки, учиться в столичных вузах.

Станислав СИМАКОВ, завуч средней общеобразовательной школы №232:

– Все издержки такой формы обучения понятны, потому что контакт «учитель – ученик» отсутствует. Значит, все моменты, связанные с индивидуальным подходом, воспитанием исключаются. А это в наше нестабильное время немаловажно. Самообразовываться можно где угодно и сколько угодно, но, когда нет рядом человека, который еще и эмоционально подкрепил бы знание, это значительный минус. Для высшего образования «дистанционка», возможно, вполне пригодный вариант, но в школе все завязано на контакте, поэтому в ней полного дистанционного обучения быть не может.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте