«Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Такое изречение встречает всех вошедших в образовательный центр №548 Москвы. Наш разговор с Ефимом Рачевским, директором этого учебного заведения, заслуженным учителем РФ, членом Российского общественного совета развития образования, начался в обычный будничный день. В его кабинет входили учителя, приносили бумаги на подпись… В общем, школьная жизнь здесь не прерывалась ни на минуту.
Учиться в 548-ю школу приезжают подростки со всей Москвы. И не случайно. Дело не только в привычно высоком проценте поступления выпускников в ведущие вузы России и популярности учебного заведения. Секрет кроется в другом.
– Детям, в отличие от взрослых, опираясь только на логику, объяснить что-то почти невозможно, – рассказывает Рачевский. – Они должны все попробовать, понюхать, лизнуть, потрогать и ошибиться. Школа – единственное место, где закон защищает право ребенка на ошибку. Школа должна помогать в этой цепочке ошибок дойти до некого момента истины. Ребенок для того здесь и находится, чтобы ошибаться и находить правильные ответы.
К этому выводу Ефим Лазаревич пришел давно. Лет пятнадцать назад здесь нашли оптимальный вариант для таких проб и ошибок.
– Формат нашего профильного обучения мало чем отличается от тех направлений, которые заложены в Федеральной концепции. В десятых-одиннадцатых классах дети не всегда представляют вуз, где они хотят учиться. Но они точно называют предметы, которые им интересны. Чтобы не создавать комплекс имитирующих действий, мы выработали систему. Например, для тех, кто учился в формате гуманитарного профиля, мы уже в 1993 году вместо химии и биологии сделали интегрированный курс естествознания. Эти предметы чрезвычайно важны для общего кругозора, но не в том архаичном наукообразии, в котором химия и биология представлены в школьных учебниках.
– Ефим Лазаревич, а как вы пришли к идее предпрофильного обучения?
– Сегодня средняя общеобразовательная школа помимо элементов общей культуры, которые существуют в каждой предметной области, должна давать, на мой взгляд, две самые главные вещи. Во-первых, культивировать человеческий ценностный ряд. Во-вторых, дать возможность детям развивать свои базовые способности и самостоятельно работать с новой информацией. Профильное обучение такие возможности в себе таит. Приведу два ярких образа: Гоген в 44 года понял, что он будет художником. Второй образ – я, Рачевский, который в 56 лет осознал, что хочу быть водителем-дальнобойщиком. Получается, точка выбора сопровождает человека всю его жизнь. Чем он моложе, тем больше таких точек. Оппоненты профильного обучения сомневаются в том, что подросток 14-15 лет может выбрать для себя специальность. Но мы и не говорим об этом. Обычно в институте, курсе на третьем, человек по-настоящему начинает задумываться о выборе профессии. Но изучать то, что ему нравится и получается, можно и нужно в школьном возрасте. Такие условия мы создаем. Тем самым у ребенка не вырабатывается отвращения к школе – и это уже хорошо.
– Как реализуется концепция предпрофильного обучения в образовательном центре «Царицыно»?
– В восьмом классе нашим ученикам предоставляется возможность посещать самые разные кружки и спецкурсы. Причем мы стараемся сделать так, чтобы курс, например, по математике вел учитель, который в этом классе ее не преподает, и так по всем предметам. Дети в таких спецкурсах живут целый год: переходят из группы в группу или остаются верными одному направлению – все зависит только от их желания. В итоге ребенок начинает понимать, что от него требуется в освоении каждого предмета. При изучении литературы он должен много времени отводить на чтение книг, химия предполагает не только работу в лаборатории, но и знание формул… Методом пробы и сканирования подросток к концу восьмого класса что-то для себя выбирает. Конечно, в школе работает группа девушек-психологов, которые помогают ему сориентироваться. Но это не значит, что специалисты принимают решение за ребенка. После собеседований и такой работы в течение целого года школьники переходят в девятый класс. И они думают, что теперь началось профильное обучение. Мы намеренно поддерживаем их в этой уверенности. Но на самом деле девятый класс – это самый настоящий предпрофиль. Еще раз прожив год в системе выбора, ребенок с гораздо большей степенью вероятности определяет свою стезю. И десятый-одиннадцатый классы у нас получаются по-настоящему профильными.
Мой вопрос о том, насколько эффективна такая система обучения, Ефим Лазаревич переадресовал своему заместителю. Ольга Власова как раз занимается предпрофильным обучением.
– Эффективность складывается из нескольких составляющих. Чтобы достичь хороших результатов, мы прежде всего проводим собеседования с самими школьниками, а потом уже и родителями. К девятому классу у ребят появляется возможность выбрать два предмета для углубленного изучения. Некоторые школьники приступают к очень серьезному, глубинному освоению выбранной области. Но есть и те, кому этот предмет нравится, хотя вникнуть во все его нюансы у ребенка пока не получается. Тогда он знакомится с предметом на так называемом расширенном уровне. Таким образом, ребенок целый год занимается в этой системе. У всех школьников есть возможность изменить свой выбор. В этом году некоторые из них по четыре раза меняли предметы для углубленного изучения. Иногда корректировалась их сочетаемость. Например, из математики и истории подросток к концу года решил отказаться от истории и заменил ее на математику. Такой переход можно понять, потому как видна сочетаемость этих предметов, в том числе и при сдаче экзаменов в вуз.
– Как обеспечивается организация учебного процесса?
– Обучение профильным предметам, – продолжает свой рассказ Ольга Владимировна, – проходит преимущественно в «профильные дни», когда организуются смешанные группы из учащихся всей параллели. В остальное время обучение проходит в своих классах. При составлении расписания используются разные модели его организации. Например, профильные часы проходят первыми и последними уроками. Каждый класс имеет своего классного руководителя. Он отслеживает и контролирует совместно с учителями, ведущими профильные предметы, посещение занятий по этим дисциплинам. В конце учебного года все девятиклассники сдают по выбранным предметам экзамен. На основании образовательного рейтинга осуществляется набор в десятые профильные классы.
– Ольга Владимировна, а если говорить о предварительных итогах этого года, как вы их оцениваете?
– Пока экзамены не сданы, говорить об итогах рано. Но есть некоторые цифры, которые мне кажутся интересными. В этом учебном году в девятый класс поступил 161 человек. По результатам набора образовалось 32 индивидуальных учебных плана. Сейчас их количество уменьшилось до двадцати. Это свидетельствует о том, что, как минимум, для двенадцати человек предпрофиль помог выбрать индивидуальный учебный план к старшей школе и соотнести свои возможности и желания с требованиями времени. К концу обучения в девятом классе ребята оставили сочетания предметов, которые соответствуют профильной части ЕГЭ. Такие сочетания, как физика и экономика, информатика и химия, школьниками были пересмотрены. В результате они остановились на физике или экономике, добавив еще один предмет, который будет сдаваться в вуз. Например, к экономике прибавили математику, а к химии – биологию. Из этих примеров видно, что выбор предметов к концу года стал более осмыслен и направлен на перспективу.
В завершение нашего разговора, который от предпрофильного образования перешел к проблемам жизненным, Ефим Лазаревич Рачевский сказал так:
– Я считаю, что одна из задач школы – давать детям основы функциональной грамотности: коммуникативной, правовой, экономической, экологической и так далее. Школа должна готовить не к будущей жизни, а к сегодняшней. Я убежден, школа – это жизнь. И что это лучшие годы жизни. Жить надо не завтра – жить надо сегодня, сейчас!
Стоит ли напоминать о том, что жизнь – это постоянное пребывание в состоянии выбора, от которого зависит дальнейшая судьба. В образовательном центре №548 учат не просто выбирать свой профиль, учат жить и быть успешным.
Комментарии