search
main
0

Оптимальные методы подготовки к ГИА

С 2004 года в Российской Федерации проводят апробацию государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов стало то, что она предполагает в качестве итога получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников 9-х классов.

П​ри проведении аттестации в новой форме используют задания стандартизированной формы, включающие в себя тесты с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9-х классов.Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся. Результаты ГИА в новой форме могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс основной школы, так и для выявления учащихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы.ГИА по русскому языку стали проводить в Москве в качестве эксперимента с 2009 года. Именно с этого периода ежегодно я готовлю ребят к такой форме экзамена. Естественно, что наполнение по каждому предмету разное, однако существуют общеметодические методы, способствующие оптимальной подготовке учащихся к ГИА.Среди них наиболее эффективны:в урочной деятельностиСообщение (слово) учителя – прежде всего ребят надо ознакомить с особенностями ГИА по конкретному предмету.Демонстрация КИМов, критериев проверки, демоверсий, правил заполнения бланков. Особенно актуален этот метод для последнего пункта – заполнения бланков, когда девятиклассники наглядно видят, как нужно правильно оформлять свои ответы, стресс и психологическое напряжение – традиционные спутники учеников – потихоньку спадают.Дифференцированные задания – тут традиционно выделяют три группы учащихся: сильная, средняя, слабая. Каждая из этих групп получает свое задание в рамках одной и той же темы. Например, в рамках подготовки к сжатому изложению 3-я группа (слабая) получает задание прочитать текст, подчеркнуть главную информацию, 2-я группа (средняя) – прочитать текст, выделить основные микротемы, устранить несущественную информацию, 3-я группа (сильная) – прочитать текст, устранить второстепенную информацию, написав сжатое изложение.Работа в парах – это может быть взаимопроверка тестовых заданий, сжатых изложений при условии, что ребята уже выступали в роли «учителя».Работа в группах – класс делится на группы в зависимости от целей урока (по 4 человека, по рядам). Например, во время анализа текста одна группа получает задание выявить авторскую позицию, вторая – позицию героя, третья – выписать глаголы и определить их функцию, четвертая – определить, какая информация существенная, а какую можно удалить.Проектная деятельность – совместно с классом создать проекты по темам, которые традиционно встречаются в части С. Например, работаем над частью С2.1. («Роль знаков препинания»). Распределяем ребят по группам. 1-я группа собирает теоретический материал о запятых по плану:    история возникновения;    автор (если есть);    функции;    примеры разных функций из художественной литературы;    афоризмы, пословицы, поговорки о знаке;2-я группа – материал о тире,3-я группа – о двоеточии,4-я группа – о восклицательном/вопросительном знаках,5-я группа – о точке и многоточии,6-я группа объединяет полученные сведения в один буклет под названием «Роль знаков препинания на письме»,7-я группа составляет презентационный ряд.Мастерская – необычная форма проведения урока. В атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. В мастерской создают условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы. Такие уроки можно проводить во время подготовки ребят к сочинению на морально-этическую тему, когда у каждого учащегося есть возможность высказать свое видение предлагаемой для анализа проблемы (часть С2.2.).в послеурочной деятельностиИндивидуальная работа – как правило, осуществляется после уроков во время дополнительных занятий. Если ученику сложно разобраться в каком-то задании или группе заданий, то учитель разрабатывает программу, предназначенную специально для помощи конкретному ученику.Приведу пример программы, устраняющей проблемы непонимания текста:- Анализ текста. Выразительное чтение учителем.- Знакомство с определениями «тема текста», «основная мысль текста». Совместное нахождение.- Диалог с текстом (медленное чтение). Его цель – осознать особенности строения текста; осмыслить логику движения мысли, сюжета; задуматься над выбором слова.- Позиция автора. Ее совместное нахождение.- Знакомство с главной и второстепенной информацией. Совместное нахождение.Консультации – в рамках дополнительных занятий преподаватели с учащимся проводят их в формате совета, где дают ответ на конкретный вопрос, например: «Какие виды словосочетаний бывают?».Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Можно создать элективные курсы, связанные с заданиями, которые направлены на подготовку к ГИА, например: «Комплексный анализ текста», «Герменевтический анализ текста», «Диалог с текстом на уроках русского языка».Как снять психологическое напряжение учеников перед ГИА?Прежде всего необходимо на каждом уроке создавать атмосферу взаимоуважения, сотрудничества, сотворчества. Каждый ученик должен чувствовать себя участником процесса, а не изолируемым. Не следует прогнозировать ситуацию неуспеха, потому что на подсознательном уровне такая ситуация сразу же откладывается у школьника. Ученики должны быть уверены в том, что они готовы к экзамену, поэтому работу по подготовке к ГИА нужно проводить регулярно и систематически. Учителю необходимо поддерживать любые начинания ученика и попытки узнать новое.Д.ХАУСТОВА, учитель русского языка школы №553

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте