Воспользовавшись опытом коллеги, год назад я дала на каникулы шестиклассникам задание на первый взгляд далекое от изучаемого предмета – литературы. Нужно было сфотографировать какой-нибудь объект дважды: сначала в привычном виде, а второй раз – изменив ракурс или освещение.
Получились очень интересные снимки, которые мы потом вместе рассматривали и обсуждали. Если камеру поднять над предметом, то самый обычный стеклянный кувшин с водой вдруг превратится в старинную золотую монету, а кто-то увидит на снимке загадочную сияющую планету… Светильник-мельница, подсвеченный сзади, неожиданно становится воинственным самураем… Чудеса! Спустя время мы часто с ребятами вспоминаем эти фотографии, когда нужно посмотреть на ситуацию, текст, упражнение с иной стороны, увидеть что-то под другим углом зрения. Задача, близкая к жизни.
Физико-математический лицей «Вторая школа». Давайте вчитаемся в название, настроив оптику. Физика – наука о том, как устроен мир, естественная во всех смыслах слова. Математика – воплощенная логика, даже не инструмент, а метод познания мира. А слово «лицей» тесно связано в нашем восприятии с культурой, историей, с именем Пушкина и Царским Селом, с понятиями братства и святости традиций. В названии нашей школы уже заключены основной принцип и цель нашей работы – гармоничное развитие детей на самом высоком уровне. Это трудно, но нужно стараться соответствовать поставленной задаче.
У нашего лицея богатая история. Всегда, и в трудные времена, и в периоды расцвета, со школьной сцены читали стихи поэты, выступали барды, работала школьная театральная студия, издавался журнал «Голос». Основатель «Второй школы» Владимир Федорович Овчинников в шутку называл школу «литературной с физико-математическим уклоном». Традиции на то и традиции, чтобы сохраняться, они не умирают, благодаря тому что обогащаются и видоизменяются.
Вот уже восемь лет подряд в лицее случается особенный день. Пушкинский день. Почему именно Пушкин? Не будем произносить банальностей, просто скажем, что в нашей культуре Пушкин – точка отсчета, лучи от которой расходятся в разных направлениях. Лицеистов в этот день ждет много интересного, причем порой в самых неожиданных сочетаниях. В разные годы гостями лицея были Юрий Нечипоренко, доктор наук, биофизик, автор книг о молодых годах Пушкина, Гоголя, Достоевского и научно-популярных книг о физиологии мозга для подростков, драматург, кинорежиссер Юрий Суходольский с лекцией «Пушкин и наука его времени», мультипликатор Мария Муат, воплотившая в куклах образы пушкинской «Метели»… Профессиональные актеры в этот день выступают на школьной сцене: Театр сторителлинга с интерактивной постановкой «Пушкин и деньги», Школа драматического искусства с легким и ироничным «Графом Нулиным», фолкпроект «Пинежский Пушкин» по прозе Бориса Шергина. У лицеистов есть возможность и самим подняться на сцену – отрывки из гоголевского «Ревизора», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» в новой интерпретации можно увидеть в этот день.
Выпускники лицея, студенты матфака ВШЭ и мехмата МГУ, ведут в этот день (только представьте себе!) пушкинские уроки. Пушкин в кинематографе, Пушкин и шахматы, Пушкин и Лобачевский, Пушкин и футуристы… А еще исторический квест, пушкинский диктант, конкурс снеговиков на школьном дворе, детские игры XIX века с учителями физкультуры, песни под гитару, концерт старинных романсов… Пушкинские строки всюду: на ступенях лестниц, на груди, приколотые слева, – это флешмоб «Пушкин в моем сердце!». И все это не вместо, а вместе с физикой и математикой!
А летом едем в Псковскую область, в Пушкинские Горы. Экскурсии – конечно, но главное – это волонтерская работа в заповеднике. В школе есть отряд доброхотов. Наше дело – прополоть клумбы и почистить дорожки, сгрести сено и помочь расти молодым соснам в питомнике. А еще, что полная экзотика для занятых учебой московских детей, подержать в руках лягушонка, попробовать на вкус листик кислицы, проводить солнце на Савкиной горке… И Пушкин в каждом камушке, в каждой травинке, в каждом облаке над Соротью… И вот мир уже многомерен и разноцветен. И вот оно – счастье!
Оскар Уайльд сказал когда-то: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». Осмелюсь поспорить. Сделать счастливым ни ребенка, ни взрослого невозможно. Можно показать будущим математикам, физикам, программистам, где искать счастье, научить смотреть на мир с разных сторон, подсвечивая важное, чтобы чувствовать его полноту. Вот оптика счастья.
Юлия ПЕТРУХИНА, учитель словесности лицея «Вторая школа»
Комментарии