Высшее образование в России на настоящий момент, как известно, функционирует в рамках Болонского процесса. Мы видим, как реорганизуются системы крупнейших вузов в бакалавриат и магистратуру (процесс этот длится уже не один год). Споры вокруг данной темы не утихают, но стоит отметить, что реальность диктует свои правила, и данная система наиболее гибко позволяет к ней адаптироваться, однако не без оговорок.
На мой взгляд, система образования в России становится студентоцентрированной, что наделяет студента как потребителя образовательных услуг новыми возможностями и полномочиями, которых не было, к примеру, у наших родителей. Современная система образования предоставляет студентам огромный спектр разнообразных выборов и путей самоопределения, она развивает у выпускников определенную жизненную оптику «life long learning education».В то же время сам термин «образовательные услуги» кажется вычурным и неуместным, потому что оказание услуг подразумевает безапелляционную правоту получателя услуг («потребитель всегда прав»), в нашем случае – студентов, а это не так. Студент не должен чувствовать, что ему можно все, если он (родители) платит деньги. Иными словами, оборотной стороной современной системы образования является инфантилизм молодежи, который, конечно, не обусловлен только лишь самой системой образования, но зачастую ею стимулируется.Также нельзя не заметить тенденцию в массовом сознании к принятию установки «высшее образование необходимо в любом случае», при которой само качество образования и процесс получения знаний игнорируются теми самыми потребителями образовательных услуг и их спонсорами в виде родителей, что в конечном счете дает значимый перевес выпускников по модным профессиям и яркую нехватку «рабочих» специалистов. Обращаясь к перспективам развития высшего образования, все чаще можно слышать мнения различных футурологов, которые предполагают, что профессия преподавателя в том виде, в котором она есть, исчезнет. Подобное утверждение, в частности, дает и футуролог Томас Фрей из института Да Винчи (РБК. Половина всех рабочих мест может исчезнуть к 2030 году //http://www.rbcdaily.ru/autonews/562949982767410), полагая, что нужды в преподавателе нет, так как все можно узнать, не выходя из дома. Возможно, сказываются различные взгляды на образование в США и у нас, но точка зрения сотрудника МГУ В.Фокина относительно современных российских реалий выглядит куда более жизнеспособной. Профессия преподавателя исчезнуть не может, иначе нивелируется сам процесс образования, который, по моему мнению, не является механическим получением новых знаний, процесс получения высшего образования является настоящей школой жизни для молодого человека, в котором роль других людей – преподавателя и студентов – основополагающая.Интересным феноменом является Атлас новых профессий (http://atlas100.ru), разработанный Агентством статистических инициатив и бизнес-школой Сколково. Это очень полезный и амбициозный ресурс, который призван помочь абитуриентам в профориентации, также сказано, что на основе исследований, описанных в атласе, будет меняться система образования. Так, отмечается, что в сфере образования к 2030 году появятся такие профессии, как координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер, организатор проектного обучения, тренер по майнд-фитнесу, игропедагог.Когда смотришь на этот список, становится очевидно, что система высшего образования развивается в сторону большей компьютеризации, играизации и интерактивности, что на самом деле нисколько не отменяет, а, по моему мнению, укрепляет роль классического преподавателя, который в свою очередь должен становиться более гибким, обязательно владеть компьютерными технологиями и мейнстримовыми методиками преподавания.Однако главный вывод, который можно сделать, что и сейчас, и в будущем главным аспектом российской системы образования останется личностность. Неотъемлемая часть образовательного процесса – общение личности преподавателя и студента, и чем ярче эти личности, тем интереснее процесс преподавания. И никакой технологический прогресс не заменит роль личности преподавателя в процессе образования. Преподаватель (не только семья) всегда должен оставаться образцом не только в достижении знаний, но и в стиле, и в образе жизни.В заключение хотелось бы сказать, что России, которая всегда идет своим путем, можно и нужно на пути функционирования системы образования в рамках Болонского процесса сохранять свою особенность в виде лучших традиций советской системы (экзаменация по билетам, особенности личностного взаимодействия «преподаватель – студент») и не следовать слепо западным образцам.Татьяна ЛАРИНА, аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов,участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии