В преподавании физики важно учитывать, что эта дисциплина сродни математике и любит точность, но, с другой стороны, прекрасно сочетается с другими, в том числе гуманитарными. То есть она одновременно и абстрактная, и довольно наглядная наука. Оттого физикам сам Бог велел использовать в своей профессиональной деятельности информационные технологии. Что они и делают, причем весьма успешно.
Любовь Михайловна КАРЕВА, учитель физики и математики из Болдыревской школы Ташлинского района Оренбургской области, представила на конкурс мультимедийную разработку урока по физике в 8-м классе в режиме технологии развития критического мышления учеников.
Урок очень нагляден, автор ссылается на 21 слайд, хотя, к сожалению, графически они не представлены. В процессе занятия рассматривается применение электрического тока в различных сферах деятельности – на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, в тех или иных профессиях. Очень интересен прием воспитательного воздействия при изучении вопроса прокладки линий электропередачи по дну Ладожского озера во время блокады. Кроме того, сочетание на уроке различных форм деятельности – индивидуальной, общеклассной, групповой с приемами ИКТ позволяет достичь целей урока с максимальным эффектом.
Учитель физики и информатики Тисульской школы Кемеровской области Ольга Александровна КАСИМОВА прислала разработку урока по теме «Расчет пути и времени движения», 7-й класс. Она хорошо продумала формы работы учеников и приемы включения ИКТ в учебный процесс. Достойны особого внимания приемы организации разноуровневого обучения с использованием интерактивной доски SmartBoard. Урок очень нагляден, насыщен не только иллюстративно, но и содержательно.
Если учителем разработана система уроков, представленная с помощью PowerPoint, можно не сомневаться, такие уроки всегда достигают цели.
Интегрированный урок по физике и информатике в 9-м классе «Графики движения» представили авторы из лицея №2 Братска Иркутской области – учитель информатики Жанна Александровна КОНДРАТЕНКО и преподаватель физики Ирина Викторовна ФИЛИЧЕВА.
Прежде всего следует отметить, что, кроме традиционного набора средств ИКТ, учителями используется авторская компьютерная программа-тест «Движение.exe», написанная на языке Visual Basic, для проверки предметных умений и навыков.
Результаты вычислений дети последовательно заносят в отдельные шаблоны. В конце своей работы каждый из них создает электронный отчет и пересылает его в сетевую папку на головной компьютер.
В компьютере учителя сохраняется автоматизированный отчет по результатам работы каждого ученика, что дает возможность осуществить индивидуальную коррекционную работу: по завершению работы ребята могут сразу увидеть свои ошибки и исправить их. Результативность таких уроков, обусловленная наглядностью, индивидуальным подходом, оперативностью обратной связи, безусловно, максимальна.
Интегрированный урок по географии, физике и информатике на тему «Землетрясения и вулканы» представила на конкурс Ольга Викторовна СЫРОВАЦКАЯ, учитель географии из школы №13, расположенной в том же Братске. В его разработке – строгая научность изложения материала гармонирует с доступностью и иллюстративностью, хотя порой и кажется, что урок перегружен информацией. На занятии предусмотрена ролевая игра, в ходе которой ученики применяют полученные на уроке знания: «очевидцы» описывают «пережитые события», «эксперты» оценивают интенсивность землетрясения в баллах. На интегрированном уроке продуманно, органично сочетаются как методы ИКТ, так и характерные элементы урока географии – работа с физической картой мира, проведение демонстрационного эксперимента «Извержение вулкана».
Наталья Анатольевна КОРНЕЕВА, учитель физики из школы №18 поселка Парковый Тихорецкого района Краснодарского края, прислала на конкурс две работы: обобщающий урок по теме «Оптические явления» и внеклассное интегрированное мероприятие-игру «Брейн-ринг» по физике, химии, биологии.
Яркий урок насыщен по содержанию, по методам, формам деятельности школьников. Он содержит большое количество как экспериментальных задач, развивающих наблюдательность, служащих развитию познавательного интереса к предмету, так и качественных, для решения которых необходимо совершить мысленный эксперимент.
В процессе использования ИКТ при обучении физике виден предварительный кропотливый труд учителя по отбору материала, его структурированию. В ходе занятия дети решают задачи повышенного уровня обучения, что добавляет еще большую ценность подобным урокам.
Учитель физики из школы №266 «закрытого города» Снежногорска Мурманской области Оксана Григорьевна МИХЕДЬКО поделилась опытом проведения обобщающего урока по теме «Электрический ток». Урок интересен тем, что проводится в форме компьютерной лабораторной работы. Дополнительную ценность ему придает факт разработки выпускниками Оксаны Григорьевны электронного пособия по электричеству.
В ходе урока используется игровая ситуация: дети попадают в виртуальную лабораторию, где им приходится совершать практические и мысленные эксперименты, вносить результаты в технологические карты, строить графики.
Кроме работы с виртуальными электрическими цепями, ученикам приходится решать чисто «земные» проблемы – проходить тест, чертить схемы электрических цепей, получать оценки. В результативности таких уроков можно не сомневаться: продуманное использование ИКТ делает процесс обучения зрелищным, увлекательным.
Ирина Николаевна ЦВЕТКОВА, учитель физики Киришской средней школы Ленинградской области, прислала на конкурс урок-презентацию, подготовленную в PowerPoint, по теме «Фотоэффект». Работа представляет собой логическое наглядное представление теоретического материала. К сожалению, в ней не предусмотрена практическая часть и нет решения задач.
Подводя итоги, хочется отметить, что учителя в основном с помощью средств ИКТ представляют собственный, добросовестно собранный и структурированный материал из различных источников. Однако на данный момент уже существует огромное количество обучающих программ – «Уроки физики» (компания «Кирилл и Мефодий»), «1С: Репетитор. Физика», «Физика в картинках» и многие другие, приемы и методы включения которых в урок были бы интересны, исключительно полезны как для самих учителей-новаторов, так и для широкой аудитории.
Комментарии