В декабре 2004 года были приняты приоритетные направления развития системы образования. На ваш взгляд, что-нибудь изменилось в течение этого года?
Владимир ЕРМИЛОВ, начальник отдела по образованию администрации Эртильского района, Воронежская область:
– За всю страну не буду говорить, а что касается нашего района – некоторые изменения есть. Стала заметно обновляться учебно-материальная база в учреждениях образования. Например, мы в этом году получаем шесть полных учебных кабинетов – по физике, химии, технологии, биологии. Будут и мастерские по дерево- и металлообработке. Конечно, для района в целом шесть кабинетов – это мало, но для одной школы хорошо. Особенно если учесть, что уже лет пятнадцать, как мы не получали никакого оборудования вообще.
Что касается материального обеспечения, здесь тоже заметны изменения в лучшую сторону. Эртильский район дотационный, область финансирует до 85 процентов районного бюджета. И в прошлом году район смог выделить на ремонт учебных заведений лишь чуть более 350 тысяч рублей – и крыши на них латали, и систему отопления, и даже противопожарные мероприятия проводили.
Еще одно наблюдение. В области появились программы, в которых интересно и выгодно участвовать. Это и компьютеризация, и создание сети базовых школ, работа в образовательных округах, школьные автобусы. Конечно, о подвозе детей разные мнения, но иногда это на самом деле выход из ситуации. Например, мы закрыли Сластенковскую школу: в ней было 7 учителей и 9 учеников. Теперь ребятишек будем возить.
Если говорить о том, что не нравится, это в первую очередь низкая зарплата учителя. Реформы идут, а зарплата за ними не успевает. Начинающий учитель при максимальной нагрузке получает около двух тысяч рублей. Как на них прожить?
Любовь ВЕРЕЩАГИНА, директор школы №18, Тольятти:
– Конечно, изменилось многое. В Самарской губернии за последний год наработан громадный опыт в области аттестации учебных учреждений, педагогических кадров, по внедрению новых технологий образования, разработаны параметры измерения сформированности основных компетенций. Идет подготовка педагогов по новым направлениям в обучении (например, в области проектной деятельности). А наша школа сейчас является базовой площадкой города по обучению новым технологиям, которые используются в компетентностно-ориентированном образовании.
Сейчас в системе образования изменилось отношение к личности ученика, она – на первом месте. Цель школы – сохранить психическое, физическое и нравственное здоровье ученика, создать условия, в которых он будет успешен. А метод проектов, на который мы постепенно переходим, как раз позволяет сделать это.
Мария БОРИСОВА, директор Омского педагогического колледжа №5:
– Ну конечно, нет. Если определяются приоритеты, то они должны быть подготовлены и планированием, и финансами, и всеми направлениями деятельности. Но как можно их назвать главными, если учитель думает, как выжить? Что важнее для человека – прокормить семью или найти оптимальные пути для освоения государственного стандарта? Я не понимаю смысла принятия приоритетов, если учитель не защищен социально. Может ли человек, не уважаемый государством, быть проводником государственной политики? Начинать-то надо с человеческих приоритетов. Нельзя строить образование на энтузиазме и фанатизме педагогов. Что толку от планов, которые не подкрепляются финансово? Какие могут быть приоритеты, если главная статья доходов учебного заведения – поборы с учеников, как их ни называй? Вот если образование станет государственным приоритетом, если это наконец уложится в общественном сознании, то уже внутри этой системы и можно выстраивать какие-то приоритеты. А пока о них и говорить нет смысла.
Инна КУНИЦЫНА, учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– За прошедшее время столько менялось и столько всего нам обещали, что уже и не вспомнишь, какие же приоритетные направления в системе образования были приняты в декабре 2004 года.
Знаю, что в этом году активно реализуется программа компьютеризации – к нам поступили несколько новых компьютеров, медиапроектор и другая техника.
Эксперимент по ЕГЭ нас вновь не коснулся. Учителей это радует, потому что мы не представляем, как литературу можно сдавать по тестам, но от учеников слышала, что им хотелось бы испытать себя в ЕГЭ.
Комментарии