Завершилась весенняя сессия в Московской областной Думе. Каких изменений следует ожидать в законодательном обеспечении сферы образования в ближайшем будущем? Депутат областного парламента, член Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма Мособлдумы Марина ЗАХАРОВА рассказала о том, что особо волновало народных представителей в последнее время.
– Марина Борисовна, что, на ваш взгляд, было самым интересным и важным в работе депутатов над законодательным обеспечением сферы образования в Московской области?
– Должное внимание уделялось дистанционному обучению, инклюзивному образованию. Депутаты обсуждали законопроекты, которые говорили о сохранении льгот за учителями в сельской местности. Очень активно идет процесс обсуждения нового государственного образовательного стандарта в области образования и новой редакции федерального закона «Об образовании в РФ». Были проведены «круглые столы», посвященные правоприменительной практике принятых законов. Вот, пожалуй, основные вопросы, над которыми работает комитет.
– Президент РФ подписал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Введение закона предполагается с 1 июля 2012 года. Мнения неоднозначные: с одной стороны, есть опасения, что станут сокращаться объемы бесплатных услуг в сфере образования, до сих пор гарантированные государством; с другой – звучат прогнозы улучшения работы тех же бюджетных учреждений в связи с совершенствованием их правового положения. В чем суть закона и действительно ли с его введением есть риск потери системы всеобщего бесплатного образования?
– Закон предусматривает изменения, которые затронут бюджетную сферу в целом: и здравоохранение, и культуру, и образование. Я остановлюсь только на тех аспектах, которые касаются образования.
Во-первых, платная образовательная деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях была введена Законом «Об образовании» 1992 года. Тогда произошло разделение на основные образовательные программы, которые реализуют за бюджетные средства, и дополнительные – платные. В 2001 году были приняты «Правила оказания дополнительных платных образовательных услуг». В документ вносились изменения и дополнения в 2003-м, в 2008 году. Регионы и муниципалитеты принимали на основании этого свои положения об оказании дополнительных платных образовательных услуг. Стоимость услуг не может быть единой для всех учреждений, потому что это зависит от конкурентной среды на данном рынке и от территории. Вопросом регулирования цен на дополнительные платные услуги должны заниматься управляющие советы.
Что касается закона, о котором вы упомянули, здесь надо выделить три важных аспекта. Первый – виды учреждений: бюджетное, казенное и автономное учреждение. И наибольшие опасения возникают у тех, кто не до конца и невнимательно прочитал текст закона. Там говорится, что учредителем во всех случаях – казенного, автономного или бюджетного учреждения – как выступали органы образования муниципалитета, так и выступают. По-прежнему все основные законодательные акты утверждаются муниципальным законодательным органом, а вся деятельность образовательного учреждения прописывается в уставах.
Следующий спорный момент, о котором много говорят, связан с имуществом. Но у нас есть уполномоченные органы, которые регулируют эти вопросы, в муниципалитетах это чаще всего комитеты по имуществу, а в Московской области это Министерство имущественных отношений. Так вот, представители этих структур обязательно будут входить в наблюдательный совет учреждения. Он предполагается в составе от 5 до 11 человек. В нем будут представители от учредителя, представители от органов имущественных отношений, от общественности, представители от трудового коллектива, но не директор и его заместители.
Третий вопрос связан с формированием госзадания для школ. Госзадание зависит от двух конкретных факторов: числа учеников в школе и величины норматива, она определяется стандартом. Количество обучающихся зависит от репутации школы, миграции и демографической ситуации. Величина подушевого норматива устанавливается на уровне субъекта РФ ежегодно для различных типов образовательных учреждений (городские, сельские, лицей) с обоснованием этих расходов и утверждается местным законодательным органом с целью формирования бюджета на образование.
– Каким учреждением лучше быть школе, автономным?
– Это зависит во многом от самого учреждения. Если руководитель в этом учреждении обладает экономическими знаниями и правильно оценивает ситуацию, он направит свой коллектив на успешное решение данного вопроса. Если учреждение становится автономным, то на него не распространяется положение Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. Вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение учреждения, а не в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Реальный риск, о котором здесь надо помнить, – это банк, с которым будет работать учреждение, и этот риск касается не бюджетного или казенного учреждения, а именно автономного. И здесь на первый план выходит директор школы, который в новой системе должен обладать экономическими знаниями.
Сегодня большинство учреждений работает не с коммерческими банками, а с государственными, и в основном это Сберегательный банк РФ.
– А если кто-то решит остаться бюджетным?
– Казенное учреждение финансируется на основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты учреждению не предоставляются. Бюджетное учреждение получает субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания. Автономное учреждение также получает субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания.
– Изменится ли как-то зарплата учителей?
– У нас есть такое понятие, как стимулирующие выплаты. Каждый субъект РФ своим подзаконным актом устанавливает процент этих выплат. И если образовательные учреждения работают грамотно, то у них есть стимулирующие выплаты. Даже при нашем экономическом кризисе они есть – пусть минимальные, но есть. Все зависит от того, действительно ли это стимулирование или просто равное деление средств на всех участников педагогического процесса. Но если мы говорим о повышении заработной платы, то это должно происходить одинаково и целенаправленно для учителям во всех субъектах РФ.
Бюджетная сфера существует за счет получения прибыли от промышленности и сельского хозяйства. Образование не является сферой, приносящей прибыль. Если у нас хорошо развивается экономика, значит, в бюджете будут деньги на то, чтобы повысить зарплату учителям.
– Закон вступает в силу с 1 июля 2012 года. Означает ли это, что есть еще время, чтобы подготовиться?
– В переходный период бюджетные учреждения с расширенным объемом прав и казенные учреждения функционируют в прежнем правовом режиме. С 1 января 2011 года должны вступить в силу положения законопроекта, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов.
– Какая работа предстоит депутатам?
– Принятие органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений о создании учреждений путем изменения типа учреждений. Утверждение в целях расчета субсидий перечней недвижимого имущества подведомственных учреждений, закрепленного за ними учредителями или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, принятие решений об отнесении движимого имущества бюджетных учреждений к особо ценному, внесение изменений в уставы региональных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
– А есть в Московской области примеры уже успешно работающих автономных учреждений?
– На данный момент я знаю в Наро-Фоминском муниципальном районе три муниципальных дошкольных автономных образовательных учреждения. Работают вполне успешно, у них своя бухгалтерия, свой расчетный счет. Они, безусловно, уже накопили достаточный опыт, видят все проблемы и недостатки этой системы. Думаю, их опыт очень пригодится всем, кто решит стать автономным учреждением. В Московской области также еще в городском округе Троицк большое количество дошкольных образовательных учреждений являются автономными. Они тоже видят в этом больше плюсов, чем минусов.
– Значит, не так уж все и страшно, как кажется…
– Но не так уж и просто. Здесь есть над чем работать, и в первую очередь руководителям школы.
Комментарии