За последние двадцать лет произошли столь резкие и крупномасштабные перемены в нашем обществе, что это дезориентировало и дезорганизовало его, породив общественный кризис. Он имеет множество проявлений. Увлечение мистикой, наркомания, алкоголизм, безразличие ко всему на свете – это лишь немногое из его составляющих. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей.
Раньше то видение мира, которое учителя стремились дать на уроках и поддержать внеклассным чтением, не очень противоречило тому, что ребенок получал дома или через средства массовой информации. Увы, сейчас это не так. Поменялись многие составляющие образовательной среды: газеты, радио, телевидение, печать, общение со сверстниками, а порой и сложные отношения внутри семьи несут информацию, оказывающую негативное влияние на неокрепшую личность. В этих условиях возрастает ответственность школы как основной части образовательной среды за будущее молодого поколения. Современный школьник и сам включился в «новый мир», продавая газеты или протирая автомобильные стекла. И сегодняшний школьник резко изменился или, по крайней мере, находится в процессе такого изменения. А что получится в результате этого процесса, мы пока не знаем.
Но так или иначе в обучении необходимо считаться с тем, что современный ученик – это даже не ученик конца 80-х годов. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, расширился до всего земного шара. И в то же время ребенок как личность и его семья потеряли прежние социальные ориентиры, уверенность в своем благополучии завтра и послезавтра. Все это не исследовано в полной мере и должно учитываться современной педагогической наукой.
Если посмотреть на ситуацию глазами психолога, то картина покажется еще более серьезной, так как человек в подобном положении постоянно находится в состоянии стресса, что негативно влияет на его здоровье. Ученые рекомендуют: когда все вокруг столь стремительно меняется, необходимо найти точку опоры.
Как известно, есть ценности непреходящие. И именно на их анализе я хотела бы остановиться. Чтобы сохранить нравственный стержень человеческой личности, в условиях критической ситуации необходимо обращение к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческими традициями.
Что же человечество, прошедшее за свою историю через множество катастроф и катаклизмов, может предложить нам в качестве этой точки опоры? Что самое ценное оставили нам в наследство предыдущие поколения? Что донесло до нас время?
Это КУЛЬТУРА в самых разных ее проявлениях.
Культура – это то, что выделяет человека из окружающего природного мира и не позволяет ему встать над природой.
Культура – это те ценности, которые вырабатывались разными людьми в разное время и не канули в Лету по прошествии десятков, сотен и тысяч лет, а значит, не утеряли своей ценности и на сегодняшний день.
Культура – это то, что гармонизирует мир вокруг нас и отношения в обществе.
Культура – это все лучшее, выработанное разумом, эмоциями, чувствами цивилизации и переданное всему будущему человечеству.
Культура – это память человечества.
Культура – это система непреходящих ценностей, и это делает ее актуальной во все времена.
В условиях гуманизации и гуманитаризации образования во многих законодательных актах, касающихся школы, в том числе и в Законе РФ «Об образовании», уделяется внимание культуре. Однако перегруженность информацией школьных учебников по истории не позволяет выкроить время на увеличение часов на культуру. Вот и преподают учителя интереснейшие темы по остаточному принципу из-за нехватки времени. Этот печальный факт натолкнул меня на мысль о необходимости проведения факультативного курса. Была подготовлена авторская программа, по которой в 5-м и 6-м классах проводится факультатив «История культуры» параллельно изучаемым основным историческим дисциплинам – «История Древнего мира», «История Средних веков». Необходимость расширенного и углубленного изучения культуры, на мой взгляд, существует и в других классах (с 7-го по 11-й), и поэтому на культурологических темах я стараюсь не экономить и считаю, что за расширением культурологического знания – будущее. Поэтому эта идея и была выбрана за основу проекта.
На сегодняшний день в школе существует курс «Мировая художественная культура». Он носит преимущественно описательный характер и не представляет ценностей эпохи в целом, а главное – мироощущения человека того или иного периода истории. Именно историческая наука, изучающая прошлое человечества, должна создать базу для изучения вопросов культуры. Поэтому и история, и история культуры должны выступать в неразрывной связи. Вычленять культуру из исторического процесса и рассматривать оторванно нецелесообразно, ведь, по сути дела, культура – это все достижения человечества на протяжении всего его исторического пути: это все богатство человеческой мысли, духа, все созданное руками человека, а порою – руками целых поколений.
Те или иные культурные ценности были продуктом своего времени, определенной эпохи, и рассматривать их нужно в контексте исторического пространства и исторического времени. Так можно понять, почему многие традиции прошлого не дошли до нас, утратив свою былую актуальность. Можно проследить, как складывались и отбирались историей вечные ценности. Учащиеся смогут ответить и на столь важный для многих вопрос: почему одно ушло в никуда, а другое восхищает людей, будит человеческую мысль, чувства, эмоции и спустя тысячелетия?
Очевидно, постепенно в школе утвердится культуросообразный и антропосообразный подход в образовании – не только в историческом, гуманитарном. Эти подходы в педагогике реализуются и сегодня, в частности, в Центре образования Е.Ямбурга в Москве.
Через осознание нравственных ценностей человечества ребенок может создать систему своих собственных ценностей, свое мировоззрение, которое никто не может навязать человеку. Личность формируется, как известно, до 17 лет. Такой учебный предмет или факультативный курс, как «История культуры» или подобный ему, через предоставление исторических примеров, а значит, через возможности соотнесения, сравнения, выбора может, мне думается, существенно помочь школьнику в определении своего миропонимания. По своим задаткам и способностям, по своему образу мыслей каждый человек уникален. Культура особо выделяет и учитывает неповторимость и самоценность человека. Она поощряет в нем оригинальность, неординарность, формирует внутренний мир. Развивая и возвышая личность, она не позволяет низко пасть, опуститься до примитивного уровня, закладывает потребность в самосовершенствовании и саморазвитии.
Мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Заложить в своей жизни ориентиры может каждый лишь самостоятельно. Здесь недопустимо навязывание. Но представление исторических примеров сохранения, приумножения или забвения ценностей, примеры конкретных поступков исторических личностей способны повлиять на формирование идеалов и жизненных устоев подростков и юношей. В связи с этим небезынтересна мысль известного русского педагога П.Ф.Лесгафта, который утверждал: «Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтоб он сам в себе выработал человека».
Итак, какие же цели я ставлю перед собой, акцентируя внимание на изучении культуры:
1. Приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям.
2. Выработка нравственного чутья, включающего в себя не только неприятие любых унижающих личность форм существования, но и реальный анализ своих возможностей с последующим выбором собственного индивидуального выхода из затруднительной ситуации.
3. Развитие умения самостоятельно ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Цели реализуются через задачи: развитие интереса и уважения к культуре своего и других народов; формирование стремления сохранять и приумножать культурное наследие всего человечества; обогащение внутреннего мира человека, развитие разносторонних интересов и способностей личности; понимание нравственного смысла культуры; формирование культуры общения, развитие коммуникативности; воспитание культуры восприятия, чувств, эстетического вкуса; развитие у учащихся познавательной и духовной потребности и возможности понимать человека иного времени через культуру; преодоление конфликта поколений.
Если мы хотим приобщить детей к миру культуры, то надо помнить слова психолога Л.Выготского: «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы реакции оставляли эмоциональный след в ученике».
Очень важно, чтобы ученики были активными участниками учебного процесса. Знания по культуре, не включенные в систему ценностных ориентаций личности, могут остаться мертвыми. Поэтому только организация самостоятельной активной деятельности учащихся, в ходе которой каждому будет предоставлена возможность выработать и продемонстрировать собственную точку зрения, есть путь подлинного приобщения к миру культуры. Чтобы каждый ощутил свою причастность к процессу обучения, необходимо: создать мотивацию деятельности, осуществлять индивидуальный подход.
У детей разные задатки, способности, уровень умений, навыков, уровень самостоятельности. Разными являются и интересы. Чтобы обеспечить эффективность обучения, должны быть учтены особенности каждого.
Активизировать ученика можно двумя способами: через интересное ему содержание занятия; посредством увлекательного способа изучения предмета.
Желательно, конечно, чтобы реализовывались оба способа. Активные методы обучения (диалоговый, деятельностный подход) приучают школьников получать новые знания и опыт в ходе творческой деятельности и собственных усилий.
Методика преподавания культурологии предполагает активное общение и деятельность. Сущность самой культуры диалогична. Совместная деятельность, подлинное сотрудничество должны лечь в основу занятий по истории культуры. В процессе общения, обмена ценностями, точками зрения можно избежать навязывания ученикам своих оценок и знаний. Чтобы добиться желаемого результата при изучении предмета, учащимся передаются не столько знания, сколько эмоциональное отношение к явлениям культуры, к искусству. Сначала нужно добиться эмоционального отклика и лишь потом организовать рациональное понимание учебного материала. Чтобы дети овладели эффективными способами деятельности, целесообразно развивать и поддерживать в них веру в свои силы и способности, уважение к себе и своей деятельности.
Полагаю, что в результате подобного подхода школьники научатся понимать и чувствовать культуру, ее произведения, явления, дух; каждый хоть немного нравственно самоусовершенствуется и обретет систему ценностей, которая позволит сделать верный самостоятельный выбор в затруднительной ситуации; приобретутся навыки проникновения в мир культурных ценностей.
Обобщая изложенное, хотелось бы еще раз поставить вопрос о необходимости перевода культурологических знаний при изучении исторических дисциплин из положения остаточных в положение основополагающих, ключевых.
Ольга ЗУБКОВА, учитель истории, Пенза
Комментарии