В ноябре в Москве состоялось событие, которое еще долго будет вызывать пристальное внимание и интерес всей страны. Впервые в России открыто, на самом высоком уровне была предпринята попытка поиска цивилизованного диалога между обществом и государством. Съезд активных участников разных общественных организаций назвали Гражданским форумом.
В фокус его внимания попали многие важнейшие общественные проблемы. Мне как одному из представителей Орловской области на Гражданском форуме удалось поучаствовать в дискуссии, которая была посвящена проблемам образования и вопросам его модернизации.
Образование – слишком серьезная вещь, чтобы им занимались только педагоги. Реформы и модернизация в сфере образования являются в первую очередь технологиями общественного развития. Именно в школе формируются качества человека и общественные формы организации и взаимодействия, которые определяют будущее страны. Отношение к образованию как к “закрытой системе” с неизбежностью заставляет общественность занять позицию пассивного и молчаливого “потребителя услуг”, который вынужден играть и подчиняться чужим правилам.
Одна из проблемных дискуссий Гражданского форума, посвященная вопросам образования, носила название “Реформа системы образования и гражданское общество”. Детальное обсуждение образовательной проблематики проходило в рамках четырех “круглых столов” “Экономическое и правовое образование как элемент формирования гражданина”, “Университет как совместная платформа и зона ответственности власти, академического сообщества, учащейся молодежи и гражданского общества”, “Роль гуманитарных объединений педагогического, методологического и культурологического профиля в разработке, экспертизе и реализации образовательных реформ” и один “круглый стол” был заявлен во время проблемной дискуссии и был посвящен проблемам школы.
Проблематика дискуссии включала следующие основные вопросы: рост включенности гражданского общества в процессы функционирования и управления образовательными институтами, а также в процесс реформирования образования; эффективные формы участия общественности в управлении образовательными институтами, в их экономической деятельности (в том числе за счет участия в попечительских и иных общественных советах), в контроле за реализацией конституционных прав гражданина на получение образования; пути повышения эффективности общественного участия в управлении образованием, в контроле за важными государственными процедурами, например, аттестация, аккредитация, лицензирование учебных заведений и другие. По результатам общей проблемной дискуссии и обсуждения отдельных вопросов на “круглых столах” планировалось на переговорных площадках дать предложения в органы исполнительной и законодательной власти по развитию общественного участия во всей системе образования, в том числе и в процессе ее модернизации.
Проблемная дискуссия по вопросам образования состоялась в Государственном университете – Высшей школе экономики. Она оказалась жаркой и увлекательной. Вопросы реформирования и модернизации образования никого не оставили равнодушными. Для выступления записалось большое количество участников проблемной дискуссии и участия в прениях. Основные вопросы для последующего обсуждения представили вице-спикер Государственной Думы И. Хакамада, депутат Московской городской думы Е. Бунимович, депутат Государственной Думы А. Шишлов, ректор ГУ-ВШЭ Я. Кузьминов и другие.
Участники проблемной дискуссии констатировали: система образования оказалась едва ли не “брошена” государством с минимальным, позволяющим только выживать, бюджетным обеспечением, но взамен государство и не пытается ничего требовать от системы образования, а внутренняя организация отдана на откуп ее руководителям; образовательная система существует в значительной степени сама по себе, задавая себе цели и ориентиры качества в автономном режиме; экономически и социально образовательные учреждения теряют конкурентоспособность на рынке труда, а их возможность профессионального и личностного развития, возможность творчества ограничены; система общественного контроля за образованием отсутствует, регулирующая функция в значительной мере присвоена руководителями образовательных учреждений; интересы потребителей образования учащихся, их семей, работодателей и других представителей заинтересованной общественности пока представлены очень слабо; ряд федеральных ведомств порой недооценивает значение образования для развития страны и общества и не оказывает достаточного содействия в решении общенациональных проблем поддержания и модернизации российского образования.
В силу вышеперечисленного участники проблемной дискуссии полагают, что, опираясь только на административные и ведомственные механизмы без активного участия институтов гражданского общества, невозможно реформировать и модернизировать систему образования. Участники проблемной дискуссии предложили следующие конкретные меры, которые должны радикально повлиять на процессы, протекающие в сфере образования, и должны быть вынесены на переговорную площадку с заинтересованными государственными ведомствами: осуществить перевод выплаты заработной платы работникам общеобразовательных учреждений на федеральный уровень, разработать или ввести новую систему оплаты труда работников образования (включая вывод ее из ЕТС и переход на самостоятельную систему оплаты труда на контрактной основе); разработку специального федерального закона, стимулирующего попечительскую деятельность в образовании; создать федеральные законы, обеспечивающие конкретные полномочия, относящиеся к общественному участию в образовании и к общественной составляющей в управлении образованием, стимулирующие благотворительную деятельность в образовании, демократизацию отношений в системе образования в том числе, за счет роста роли органов общественного самоуправления в образовательных учреждениях; создать действенные общественные механизмы формирования и реализации социального заказа в образовании, в том числе содержания образования, подготовки и переподготовки специалистов в области образования; ввести механизмы общественного контроля и общественной оценки качества образовательных услуг, установление обратной связи между реальным заказчиком образования – гражданским обществом и образовательными учреждениями, формирование общественных рейтингов образовательных учреждений и информирование об этом широкой общественности; создать благоприятные условия для многоканального финансирования образования за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств. Включить общественность в процедуры аттестации и аккредитации образовательных учреждений, совершенствовать государственные образовательные стандарты в направлении усиления в их составе компонентов, имеющих непосредственное воспитательное, гражданское значение. Особую роль приобретает наполнение федерального Базисного плана и введение в него таких новых предметов, как право, экономика, гражданское образование, развивать технологии открытого образования и широко применять их во всей системе образования. Содействовать созданию различных общественных объединений в сфере образования, гражданских образовательных институтов. Законодательно оформить налоговую поддержку сектора внесистемного образования.
Участники проблемной дискуссии предложили оргкомитету Гражданского форума вынести центральные положения обсуждаемых докладов и выступлений в прениях на переговоры с представителями законодательной и исполнительной власти. Для развития дальнейшей совместной деятельности в обозначенных направлениях были созданы совместные государственно-общественные комиссии и рабочие группы.
Участники Гражданского форума выступили с предложениями: создать общественный орган, который мог бы представлять интересы гражданского общества в России в целом, развить многоканальное финансирование гражданских инициатив на конкурсной, альтернативной основе, создать систему российских фондов с общественно-государственным и общественным управлением, которые могли бы аккумулировать как бюджетные, так и внебюджетные средства и представлять их неправительственным организациям для реализации их проектов и программ. Развить информационную среду для публичной экспертизы и заявления гражданских инициатив, в том числе включая финансирование интернет-порталов и создание в регионах открытого доступа в интернет, а также субсидирование малотиражных региональных изданий.
Гражданский форум продемонстрировал старание создать и апробировать новые механизмы конструктивного взаимодействия власти и гражданских организаций, определить содержательные приоритеты диалога между гражданскими объединениями и органами власти и обеспечить участие активных граждан в принятии решений по актуальным вопросам развития страны.
Время покажет, смог ли Гражданский форум представить полезные гражданские идеи, на основе которых будет создан и успешно осуществлен диалог общественности и государства, так как гражданские союзы России – это ее Конституция в действии.
Юрий АНТЮХОВ,
участник Гражданского форума, член правления областного отделения Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”
Комментарии