В данной работе представлен многолетний положительный опыт работы учителя математики в области проведения предметных недель в кадетском корпусе. Мероприятия недели МИФ стимулируют учебный процесс, повышают внутреннюю мотивацию школьников к изучению математики, формируют осознанное понимание значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности, привносят в школу праздничность и дух состязательности.
Предметные недели охватывают, благодаря разнообразию форм, сто процентов учащихся кадетского корпуса. Становятся по- настоящему грандиозным событием, вызывающим неподдельный интерес у учащихся к таким непростым дисциплинам, как математика, физика, информатика.
Играя, дети обучаются, не только демонстрируют свои знания, умения и навыки, но и приобретают в процессе выполнения заданий новые.
В чём новизна представленной работы? Это использование межпредметных связей (например, 5 этап «По следам Малевича»), это развитие артистистических, презентативных и изобретательских способностей («Чудеса природы» и «Нано технологии древности»), это демонстрация силы и пространственного воображения («Живая геометрия»), это и так называемые «хомосапы» – денежные единицы – специальное изобретение учителей, способное расшевелить каждого, и Совет мудрецов, и многое другое.
В результате дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное, они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и предметная неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески.
Замечали ли вы, как блестят глаза у семилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу? Они в большинстве своем ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе; но все-таки основная масса пятиклассников еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Некоторым учащимся вполне достаточно радости, получаемой от решения задачи, примера, чтобы появился интерес к математике. Но есть слабоуспевающие ученики, и вызвать интерес к предмету у таких ребят можно, на мой взгляд, только с помощью дополнительной информации. Это небольшие отступления на уроке, во время которых учащимся сообщаются исторические сведения, софизмы, задачи практического содержания.
Опытные педагоги постоянно ведут поиски новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но наряду с этим просто необходима внеклассная работа по предмету, проводимая во внеурочное время. Формы могут быть достаточно разнообразными: это занятия в кружках, экскурсии, викторины, конкурсы на лучшую математическую сказку, задачу, выпуск газет, математические вечера и многое другое.
Одним из важных видов внеклассной работы является проведение предметных недель. Мероприятия, проводимые в рамках недели МИФ (математики, информатики и физики) стимулируют учебный процесс, повышают внутреннюю мотивацию школьников к изучению математики, формируют осознанное понимание значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности, с другой стороны, несут в школу праздничность и дух состязательности. Возникновение интереса к предметной неделе, а значит к предмету, у значительного большинства школьников зависит от того, насколько умело будет построена эта деятельность. Такое мероприятие предполагает большую подготовительную работу, во время которой дети получают возможность познакомиться с другой математикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий носит занимательный и исторический характер. Если умело спланировать предметную неделю, постараться задействовать все параллели с 5 по 11 класс, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику другими глазами.
В нашем корпусе традиционно проводятся предметные недели. Каждый год мы стараемся внести новую идею организации недели МИФ. Этому способствует дружная “семья” учителей математики, информатики и физики, которая не знает возрастных границ. Из учащихся 10 и 11 классов, имеющих интерес и искренне увлечённых математикой, создаётся «Совет мудрецов», возможно, он откроет первую дверь в такую красивую и сложную науку, как математика, своим младшим товарищам. Ощущение себя в новом качестве мудреца – это, как отмечают ребята, переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества.
Всех учащихся нашего корпуса на время проведения недели МИФ мы условно делим на три возрастные категории: младшая – 5-е и 6-е классы, средняя – 7-е, 8-е классы, старшая – 9 –е, 10-е и 11-е классы. В каждой возрастной категории ведётся командное первенство и индивидуальное – «Битва титанов». В первом мы предоставляем возможность участвовать всем желающим, для чего организуем в каждом классе жеребьёвку по этапам. Таким образом, на каждом этапе мы объединяем разных по возможностям и способностям кадет. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное, они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и предметная неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески. Человеческий мозг, тем более мозг ребенка, не выдерживает однообразия. Каждое мероприятие, проведенное в ходе предметной недели, должно чем-то запомниться. Они должны быть разными по тематике, содержанию и организации. На предметной неделе можно показать себя не только знатоком математики (VII этап: Магические квадраты), физики (VI этап: Физика в ребусах) и информатики (IХ этап: Виртуальное путешествие), но и художником (V этап: По следам Малевича), скульптором (III этап: Живая геометрия), артистом театра (II этап: Чудеса природы), кладоискателем (VIII этап: Сокровища Аляски), изобретателем (IV этап: Нано технологии Древности), мастером перестановок (I этап: Вопрос из коробка). Вся информация об этапах представлена в маршрутном листе, который выдаётся каждому классу. Актуальность таких маршрутных листов объясняется возможностью развивать умение работать с информацией, представленной в форме таблиц, которые широко используются в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и о наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
Индивидуальное первенство – «Битва титанов» – собирает большинство кадет нашего корпуса, которые состязаются в знаниях, смекалке, творчестве. Задания для «Битвы титанов» подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало базовых школьных знаний соответствующего уровня. При подборе заданий для «Битвы титанов» мы стараемся, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задания должны быть по возможности просты, доступны для основной массы учащихся. В то же время некоторые задания для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. Также дается одна задача, с которой заведомо могут справиться единицы. В целом задания подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы математики, физики и информатики. Нашей целью является показать учащимся, что математикой пронизана вся наша жизнь. Практика показывает, что у многих ребят, принявших участие в индивидуальном первенстве, которые в обычных условиях «звёзд с неба не хватают», проявляются математические способности, пусть даже при решении одной задачи. Выполнение конкурсных заданий требует от участников немалых сил, упорства и фантазии. И пусть далеко не все могут справиться со сложными заданиями полностью, зато каждый ощущает себя полноправным участником всеобщего дела. Общий объем подбирается так, чтобы только наиболее подготовленные дети могли решить все задания. Время для выполнения детьми заданий с 8.30 до 18.00, что позволяет быть успешными детям с невысоким темпом работы. В ходе проверки выполненных заданий проводится статистический анализ, позволяющий произвести нормировку их сложности. Это дает возможность объективизировать систему оценивания. С другой стороны, статистический анализ решаемости детьми тех или иных заданий позволяет судить об эффективности школьного образования для формирования различных компонентов мышления учащихся. Побудить ребенка принять участие в конкурсе может возможность добровольного участия или желание выделиться на фоне других ребят, а может быть желание заработать как можно больше хомосапов (хомосап – денежная единица, выдаваемая за правильные ответы в «Битве титанов» или за хорошие и отличные отметки на уроках математики, физики и информатики). Таким образом, создаются условия для соревнования, ведь именно мальчикам необходимы разнообразные виды деятельности состязательного и творческого характера. В финале недели МИФ – аукционе кадеты, успешно справившиеся с заданиями отборочных поединков «Битвы титанов», могут выкупить за «хомосапы» понравившийся лот. Последний и важный этап недели МИФ – вручение наград участникам. В каждой возрастной категории, по суммарному баллу всех пройденных этапов, будет выявлена команда – победитель, а по результатам пяти поединков в «Битве титанов» – наимудрейшие. Победители и призёры получают грамоты, сладкие призы и ценные подарки.
Далее предлагаем вам описание некоторых наиболее интересных, на наш взгляд, мероприятий, которые мы используем в своей работе при организации недели МИФ.
Исходя из целей предметной недели, ее этапы состоят из двух частей: собственно предметной (математической) и творческой. Если по русскому языку творческие задания выглядят естественно, то в математике они могут показаться несколько чужеродными. Но это только на первый взгляд! К примеру, на III этапе «Живая геометрия» необходимо было построить геометрические фигуры, а в качестве строительного материала выступали сами кадеты. Математика, как строгая наука, требует развитого абстрактного мышления, а такое задание позволяет активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, формирует практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрия, математика вносит значительный вклад в эстетическое восприятие учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления. Кроме того, мальчики нуждаются в реализации своей физической активности. Им просто необходимы физические упражнения. Издревле известно, что становление мужественности как основы мужского характера, происходит только в процессе преодоления трудностей. «Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.» (Владимир Базарный). После всеобщего просмотра фотосессий, каждый учащийся корпуса выбирает, на его взгляд, самую лучшую геометрическую фигуру. Победитель этого этапа определяется путём тайного голосования (жетоны, в которых ребята голосуют за свой класс, аннулируются).
II этап «Чудеса природы» – традиционный для предметной недели, всегда вызывает живой интерес у учащихся. Требования к видеоролику: последовательность сюжета, логичность, законченность, оригинальность. Участие в театральной постановке природного явления потребует от детей концентрации внимания, подвижности, сообразительности, организованности, умения перевоплощаться, эмоциональности, телесного и психологического раскрепощения, владения мимикой, жестами и языком тела. Овладевая театральным мастерством, ребята развивают свои творческие способности, открывая в них потенциал к миру креативных идей. Именно на этом этапе можно обнаружить в себе актерские задатки, но мальчики просто катастрофически боятся оказаться смешными. Они зачастую испытывают глубокий стыд, если у них что-то не получается. Им приходится маскировать неуверенность в себе. Огромное значение для мальчишек имеет поддержка, похвала, совет старшего товарища. Роль наставника на этом этапе берёт на себя «Совет мудрецов». Давая позитивное подкрепление, они организуют плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу всех участников совместной деятельности. Мальчик, который чувствует поддержку других взрослых, не страдает от подобных комплексов, и эта поддержка автоматически укрепляет его веру в себя. Он становится менее зависимым от мнения компании и готов к принятию ответственных решений. Нам важно знать мнение всех ребят, поэтому после просмотра видеороликов каждый учащийся выбирает, на его взгляд, самый лучший. Победитель этого этапа определяется также путём тайного голосования.
Основное внимание мальчики уделяют действиям, исследованиям и предметам, а не отношениям и общению. У них часто проявляется стремление к поиску, к самоиспытанию, к риску, к преодолению опасностей. Чтобы поднять мальчишке дух, достаточно направить его азарт в творческое русло. Интересные игры и приключения притягивают к себе загадками и тайнами, а кто не любит разгадывать загадки? Все, конечно, любят, именно поэтому мы выделили в отдельный VIII этап игру Сокровища Аляски. На этом этапе необходимо проявить сообразительность и смекалку, что важно для настоящего искателя сокровищ. Вооружившись топографичекой картой, надо выполнить задание, которое раскроет место расположения клада. Работа достаточно долгая и кропотливая, но потенциальные находки с лихвой покроют все затраты. Этот относительно простой этап обеспечивает состояние успешности у каждого его участника. Хорошо выполненная работа снимает страх перед деятельностью, приносит чувство удовлетворения, рождает желание осваивать еще более трудные рубежи. Возможны и неудачи, ошибки, но из них следует извлечь верный урок, сделать соответствующий вывод, найти причину, чтобы избежать подобного в последующем. Все это не менее важные аспекты самостоятельности, формирующей активную жизненную позицию и твердые убеждения. В современных условиях ценится не индивидуалист, а человек, умеющий, как сейчас говорят, «работать в команде», поддержать корпоративный дух предприятия или фирмы. Начнем с того, что для создания настоящей команды необходимо наличие определенных компонентов. Самое первое, что нужно усвоить всем членам будущем команды – это то, что они в составе определенной команды будут принимать участие в игре. В любой игре должен быть противник. В данном случае, противниками для каждой команды будут выступать кадеты из других классов одной возрастной категории. Главной задачей будет побороть такого «врага». Создать команду никогда не получится, если не будет лидера, который вполне способен и готов возглавлять программу по укреплению в коллективе «командного духа». Главной задачей вожака будет являться создание непосредственно внутри самой команды такой среды и культуры, в условиях которых вся команда будет работать максимально эффективно. Поэтому из членов «Совета мудрецов» мы создали систему консультантов, имеющую, как показала практика, много плюсов. Консультанты, обладая определенным опытом, необходимыми знаниями и влиянием, помогут командам довести дело до его логического завершения. Дети слушают своих старших товарищей более внимательно, переживают друг за друга, так как общая деятельность делает их партнёрами. С 6 до 14 лет – возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, учится быть мужчиной и все больше присматривается к взрослым, их интересам и поступкам. Именно в такие моменты необходимо наиболее интенсивно развивать желание и стремление мальчишек быть мужчиной всегда и во всем: в общении, в делах, в отношениях, в интересах, во внешнем виде. За школьные годы многие мальчишки теряют истинно мужские качества – целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отстаивать свое мнение. А эти качества надо ценить и поддерживать, необходимо воспитывать мужественность, чтобы помочь мальчишкам стать настоящими мужчинами.
За время своего существования человечество постоянно пыталось усовершенствовать свою жизнь. Неважно, что именно было двигателем прогресса, важно, что прогресс никогда не останавливался. От колеса к космическому аппарату, от массивной печатной машинки к ультратонкому компьютеру – человечество проделало этот путь за много тысячелетий. Далеко не все великие изобретатели были людьми науки. То есть, они, конечно же, были учеными, но, прежде всего они были мечтателями, которым хотелось сделать что-то из ряда вон выходящее, а уж потом идея реализовывалась либо ими самими, либо их потомками, иногда через сотни лет. Со времен глубокой древности человек с большим вниманием изучал природу и пытался понять, почему происходит именно так. Трудно, конечно, представить себе, что прообразом современного вертолета была стрекоза, но было это именно так. Многие прототипы природы во время своего совершенствования претерпели массу изменений, пока приобрели свой современный вид, и, вполне возможно, претерпят еще столько же в будущем. Сегодня изобретательство все увереннее становится работой: в крупных компаниях для этого создаются целые отделы, а сами работники мысли и идеи организовывают ассоциации. На IV этапе предметной недели «Нано технологии Будущего» мы предлагаем ребятам принять участие в конкурсе школьных проектов. Представляемые идеи/изобретения/проекты должны быть коммерчески перспективными, позволяющими решить определенную проблему в конкретной отрасли или сфере производственной деятельности (имеющими научную новизну и практическую значимость) и актуальными для направлений социально-экономического развития экономики России. Формы презентации идеи/проекта в период проведения предметной недели: демонстрация идеи/проекта посредством использования печатных материалов (плакаты, буклеты); демонстрация идеи/проекта посредством мультимедийного проектора (слайд-шоу, анимационный ролик, и пр.).
Чтобы ученик полюбил математику, надо показать ее красоту и важность. Драгоценный камень, сверкающий со всех сторон разными красками, так и хочется рассматривать, изучать, так и интерес к математическим наукам нужно поддерживать неординарными уроками, нестандартными подходами, яркими и красочными примерами. Новизна, необычность, неожиданность способны не только вызвать мгновенный интерес к этапам предметной недели МИФ, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить математику более глубоко, т.е. содействовать устойчивости интереса. Уважаемые коллеги, творите, выдумывайте и помните: дети скучных не любят, они их не замечают. Поэтому всё зависит от учителя! Чётко продумывайте цели, программу проведения предметной недели, прогнозируя её результаты; вовлекайте учащихся, распределяя им роли, чтобы вся неделя в целом представляла яркое, запоминающееся событие. Ребенок заразится вашим интересом, невольно, подражая, начнет искать в предмете то, что так радует и оживляет вас. Удачи вам, верьте в своих учеников, интересуйтесь и открывайте новое в математике вместе с ним!
Ирина Кравченко, учитель математики Кедрового кадетского корпуса Красноярского края
Презентация доступна для скачивания здесь.
Видеофрагменты доступны для скачивания здесь.
Комментарии