search
main
0

Опираясь на закон

Хотим мы или нет, а учить должны всех

Знать и уважать законы своей страны меня научили в детстве. Не лекциями или нотациями, а конкретными примерами из жизни нескольких поколений педагогов – моих ближайших родственников. Придя работать в школу, я столкнулась с самыми различными ситуациями, в которых и мне, и моим коллегам помогало именно знание законов. Если возникали сложное положение или конфликт, я всегда предлагала сотрудникам почитать должностные инструкции, указы, распоряжения, находившиеся в школьной библиотеке.

Для абсолютного большинства такой совет оказывался полной неожиданностью, в педагогическом вузе этому не учили. Сегодня достаточно зайти в любую поисковую систему, чтобы найти нужные статьи. Конечно, полностью Закон «Об образовании в РФ» со всеми изменениями, дополнениями и уточнениями может показаться слишком большим по объему.

Напомню, что закон этот определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приема в образовательные учреждения. И там сказано, что все дети в возрасте от 6 до 18 лет имеют право учиться в школах страны. Можно ознакомиться с правами и обязанностями учеников, почитать о семейном образовании.

Закон оказывает огромную помощь в нашей работе. Однако реальность, как всегда, вносит свои дополнения и изменения. Мне неоднократно приходилось писать и говорить на курсах повышения квалификации о том, что любой законодательный акт, любой стандарт по необходимости рассчитан на некоего идеального учителя и столь же идеального среднего ученика. Я не уверена, что они существуют. По сути, входя в новый класс 1 сентября, педагог еще не знает, с чем ему придется иметь дело; ученики также не представляют, каким окажется новый для них взрослый человек, с которым им предстоит провести немало времени.

Мне кажется, особая ответственность ложится на учителей начальной школы, именно они ежедневно работают с целым классом в течение нескольких часов, они занимают огромное место в жизни детей. Им же приходится много времени проводить с родителями учащихся. Рано утром зачастую еще не до конца проснувшихся малышей родители приводят в школу. Прежде чем прозвенит звонок, на учителя могут обрушиться самые разнообразные новости о семье, непредсказуемые проблемы, множество вопросов на самые разные неучебные темы. Что делать? Книга стоит на полке, ее можно снять в любой момент. Ребенку нужны наши помощь, совет, участие сейчас.

Звонок на урок – это особое явление в жизни любой школы. Даже если учителю только что сообщили грустные новости, включая внезапную кончину члена семьи одного из учеников, нужно сразу переключаться на текущую тему, проводить контрольную работу, помогать с выполнением сложных упражнений. Но мы же не роботы, мы переживаем, сочувствуем, испытываем потрясение. Стоя у доски, мы видим сразу весь класс. Поначалу практически на всех лицах написана готовность узнать что-то новое, потрудиться, даже посмеяться всем вместе. Опытный педагог на втором занятии уже знает, кого ему предстоит учить.

Еще раз повторю: мы не выбираем. Учить надо всех, кто оказался в нашем классе или классах. Если кто-то решает все задачки за 20 минут, значит, нужно иметь в запасе дополнительные задания. А кто-то будет пыхтеть над одним упражнением и, возможно, так ничего и не сделает. Кто-то будет смотреть в окно, другой начнет безобразничать и т. д. В начальной школе важно не навешивать ярлыки. Очень медленно работавшая второклассница окончила школу с медалью; «неисправимый» проказник в старших классах рьяно взялся за учебу и тоже получил медаль. Мой опыт показывает: любому ребенку достаточно поддержки одного взрослого, чтобы он сумел реализовать свой потенциал. Им не обязательно должен быть преподаватель ведущего предмета. Целые поколения бывших учащихся, например, с доброй улыбкой вспоминают свою учительницу труда, хотя все они стали научными сотрудниками, преподавателями.

За годы работы в школе у меня постепенно сложилась своеобразная репутация, не имевшая отношения к знанию предмета. «Или вы возьмете этого безнадегу/хулигана/двоечницу в свой класс, или его(ее) исключат из школы!» В первый раз, услышав такую речь завуча и увидев рядом чью-то плачущую маму, я слегка удивилась. Потом привыкла. Ни одного ребенка не потеряла. А сколько раз приходилось разрешать возникавшие в любом классе конфликты, особенно среди подростков, и не считала… Причиной может быть что угодно. Например, как выяснилось, мальчик попросту не умывался, и дети стали его сторониться, а потом издеваться. Я осторожно поговорила с его мамой. Девочка внезапно объявила себя самой красивой в школе, что вызвало бурную реакцию сверстников. Узнав, почему с ней никто не хочет даже разговаривать, я мимоходом сказала: «Юность прекрасна сама по себе, вы все очень красивые!» Не­ожиданный ракурс погасил конфликт в зародыше. Подобные эксцессы, конечно, связаны с обстановкой в семье, а ведь мы не всегда ее представляем. Общение с родителями – целое искусство, единых рецептов тут нет.

Не беседы и не политинформации, а скорее внезапные вопросы от школьников разного возраста возникают перед любым педагогом в любое время. Правда, с этим, возможно, сталкиваются не все, а только те, кому дети доверяют. От возраста учителя здесь ничего не зависит. Главное – уважение, умение выслушать, любовь к детям. Мне кажется, патриотизм воспитывается у школьников благодаря слаженной работе всех педагогов. Начинаем с бесед о своем селе, городе, регионе, проверяем знания учащихся. Для меня хрестоматийным примером остается из года в год повторявшийся случай: лишь небольшое количество выпускников смогли назвать год основания нашего Академгородка, совпадающий с запуском первого искусственного спутника Земли (1957). Есть над чем работать. А учить надо всех, как говорится, красивых и некрасивых, быстрых и медленных, хороших и разных.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте