Говоря об итогах года уходящего года и думая о наступающем, нельзя не отметить два ярких события в сфере образования Нижегородской области. Особенно ценно, что инициатором и вдохновителем обоих событий стало Нижегородское отделение Общероссийской общественной организации лидеров образования, организованное в 2021 году.
Председатель отделения Людмила Владимировна Печникова, учитель-практик, словесник лицея № 8, – человек известный, авторитетный и уважаемый в сфере образования не только Нижегородской области, но и всего Приволжского федерального округа. Победитель регионального этапа и финалист Всероссийского конкурса «Учитель года» (2013), заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНП «Образование», 2006, 2011, 2017, много делает для своих коллег и региона.
При поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Людмиле Печниковой удалось организовать первый межрегиональный форум «Горьковская школа». Он прошел в конце августа, а в последующие месяцы, включая декабрь, «Горьковская школа» развивала провозглашенные на нем идеи и воплощала его задумки в разных форматах общения Учителей года разных лет и из разных регионов, наращивала обороты, все более заявляя о себе как о перспективном ресурсе творческого и профессионального роста нижегородских педагогов.
После летнего форума, давшего старт этому проекту, у «Горьковской школы» началась активная жизнь, чему во многом способствовало его яркое начало, когда в Нижний Новгород, в Саров, в Болдино приехали выдающиеся педагоги: победитель конкурса 1992 года, кандидат педагогических наук, кавалер почетного звания «Общественное признание», обладатель почетного звания «Рыцарь гуманной педагогики», главный специалист разработок методического управления Центра просветительских инициатив Минпросвещения РФ Артур Викторович Заруба, его коллега – победитель 1993 года, кавалер почетного знака «Общественное признание», обладатель медали К.Д. Ушинского, заслуженный учитель РФ Олег Геннадьевич Парамонов, а также лауреат конкурса 2008 года Елена Николаевна Володина из Тюмени. Они, а также Андрей Владимирович Елисов, учитель истории Кулебакской школы Нижегородской области, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2011 году, провели для участников несколько впечатляющих, вдохновляющих, высокопрофессиональных мастер-классов.
Проект был поддержан «Учительской газетой» в лице почетного гостя форума Ирины Георгиевны Димовой, первого заместителя главного редактора, члена оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», автора недавно вышедшей книги «Окрыляющая педагогика», которая стала подарком для всех учителей страны, а также Светланой Сергеевной Ильиной – председателем Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» (организация создана в марте 2022 года в партнерстве с «Учительской газетой и Общероссийским профсоюзом образования, а ее президентом является Ирина Димова), председателем комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке, директором гимназии № 3 Самары.
Второе важное событие – открытие центра поддержки профессионального развития и обучения педагога, получившее то же название, что и прошедший форум. «Горьковская школа» создана с целью возрождения былых традиций лучших педагогов-горьковчан (Нижний Новгород до 1989 года носил имя Горького).
Центр профессиональной поддержки – тоже детище Людмилы Владимировны Печниковой. Сама она окончила школу в 1984 году, в те годы в городе работали настоящие мэтры, признанные мастера своего дела: Наталья Максимовна Квасюк, Людмила Васильевна Шамрей, Татьяна Константиновна Лагурашвили – именно благодаря им Людмила Владимировна полюбила литературу и выбрала будущую профессию. «Все лучшее, накопленное нашими предшественниками и дополненное нами, необходимо передать нынешним молодым учителям, поэтому главная задача нового центра – педагогическое наставничество», – комментирует Людмила Владимировна.
– Еще одна важная цель открывшегося центра – конкурсное сопровождение нижегородцев и их участие во всероссийских форумах и конференциях. Нам пора вливаться во всероссийское движение, а не просто участвовать в конкурсах. Ведь «Учитель года» – это не состязание, а способ самосовершенствования. Он помогает найти единомышленников, расширить горизонты, освоить новые методики и технологии. Конкурсное движение – целенаправленная работа по повышению престижа учителя и развитию образования, – продолжает Печникова. – Плохо, если учителя воспринимают конкурс как обузу, дополнительную нагрузку. Участие в нем не должно быть и самоцелью. Будущим конкурсанты важно понимать, что «Учитель года» – это отличная возможность непрерывно развиваться.
Инициативу Людмилы Владимировны поддержала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Викторовна Петрова, и уже в ноябре центр официально начал работу на базе учреждения дополнительного образования «Вега». Его директор, Ирина Юрьевна Зиновьева, взяла нижегородских пеликанов под свое крыло. Поэтому за неполных два месяца «Горьковской школой» сделано немало: проводятся мастер-классы, семинары для руководителей образовательных учреждений и консультации для начинающих педагогов, были подготовлены команды, представлявшие нижегородское учительство на межрегиональных форумах в Лазаревском и Самаре. 20 декабря центром дан старт Года педагога и наставника в Нижегородской области. В рамках этого события прошло 12 мастер-классов по различным предметам. Работы впереди много, но при поддержке всех заинтересованных лиц любая инициатива имеет шанс на реализацию.
Комментарии