Еще в 1991 году, задолго до того, как тема инноваций стала у всех на слуху, в Бийске было решено создать самое настоящее инновационное образовательное заведение, ориентированное на решение проблемы подготовки кадров для фундаментальных наук. Так возникла школа, впоследствии получившая статус Бийского лицея, известного сегодня по всей стране.
Самый первый коллектив школы был сформирован из преподавателей, приехавших сюда со всех концов страны, причем конкурс и подбор вакансий проходил через «Учительскую газету». Сюда приглашали методологов из столицы, которые помогали создать и обосновать концепцию развития учреждения. Лицей сразу складывался как многопрофильный, причем явный упор был сделан на работу с одаренными детьми, это направление курировал ФНПЦ «Алтай». Однако одаренность рассматривалась в широком понимании этого слова, например, помимо физико-математического, естественно-научного и гуманитарного отделений здесь существовало и спортивное.Интересный факт: полноценное профильное и предпрофильное обучение в лицее начали реализовывать также намного раньше других, во многом предвосхитив те подходы, которые сейчас реализуются по всей стране. В те давние времена лицеистам уже в начальных классах преподавали такие экзотические предметы, как философия, а в старших классах – логику, латынь. Но, как ни странно, никаких возмущений по поводу несоответствия формы содержанию и возрасту не было, потому что делалось это очень грамотно и профессионально. Любой учитель-практик подтвердит: когда ученик увлечен, когда ему интересно учиться, он готов работать, усваивая даже очень сложную информацию и не замечая нагрузок. И наоборот, если все делается через силу, вопреки желанию, тогда будут и перегрузки, и утомляемость. Впрочем, модернизация образования все же определила приоритеты, в итоге количество часов в неделю пришлось снизить.По словам директора лицея Нины Полежаевой, еще в 90-е годы была создана мощная основа для развития дополнительного образования. Все, что нужно по программе, дети получали на уроках, а затем имели возможность посещать любой из многочисленных кружков и факультативов, где можно было либо углубить знания по предмету, либо освоить что-то совершенно новое, на отличной материальной базе и под руководством высококлассных преподавателей. Достаточно сказать, что для увлеченных физикой ребят существовала возможность поработать даже с электронным микроскопом, который в то время занимал в нашей школе целую комнату.На сегодняшний день система дополнительного образования Бийского лицея – это кружки, факультативы, внеурочная деятельность по всем предметным направленностям, историко-краеведческий клуб «Эврика», интеллектуально-творческий клуб «АБ», правовой клуб, компьютерная школа «Роботрон», театр-студия «Блиц», танцевальный коллектив «Лимонад», школа искусств, экономическая школа, школа молодых ученых, научное лицейское общество, спортивная школа, собственный пресс-центр. Для желающих укрепить не только интеллект, но и тело, есть возможность посещать бассейн (который находится в шаговой доступности и с которым заключен договор о сотрудничестве в удобное для лицея время), две ледовые базы, лыжная база.Как и любое солидное учреждение, лицей заботится о своем будущем. Уже с трех лет сюда приходят дошколята, для которых организованы занятия по системе Монтессори. Затем, в шесть лет, к делу подключаются педагоги начальной школы, которые помогают развивать у будущих первоклашек теоретическое мышление.Впрочем, собственно лицейские классы здесь формируются лишь с восьмого класса. Тем не менее уже со второго класса начинается «углубленка» по иностранному языку, с шестого – по математике. Есть элективные курсы по выбору, они проходят в занимательной форме. К слову, о том, когда лучше вводить предпрофильную подготовку, тут спорили с самого начала, были разные инициативы, однако в итоге сошлись на том, что раньше 14 лет делать это не стоит.Вполне закономерно, что при таком подходе практически все ученики в той или иной степени вовлечены в активную творческую и познавательную деятельность как на уроках, так и после них. Исключение, пожалуй, составляют лишь дети, которые уже заняты по полной, посещая художественную или музыкальную школу вне стен лицея. В среднем каждый ребенок здесь участвует минимум в двух олимпиадах и соревнованиях разного уровня.- Хочу особо подчеркнуть, что созданная нами система дополнительного образования открыта не только для своих, – говорит Нина Полежаева. – Лицей – открытая площадка, и желающих попасть к нам более чем достаточно, причем люди приезжают со всего края. Лицей проводит очень широкий спектр открытых мероприятий, на которые могут приходить дети из других школ, как городских, так и сельских. И чтобы посещать наши кружки, вовсе не обязательно быть нашим учеником. Это касается и олимпиад, и интеллектуальных марафонов, математических боев. На нашем сайте www.biysk-liceum.ru вся эта информация вывешивается заранее, можно ознакомиться, выбрать, зарегистрироваться, приехать, поучаствовать.В отличие от многих других школ в 1-6-х классах ребят здесь опекают освобожденные воспитатели, они же тьюторы. Это значительно снижает нагрузку на преподавателей, одновременно позволяя проконтролировать каждого ребенка, выяснить, какие у него трудности, оперативно связаться с родителями и т. п. С 7-го класса, как и везде, роль воспитателя берет на себя классный руководитель, он же преподаватель-предметник. Как известно, в этом возрасте дети уже считают себя взрослыми и самостоятельными, а потому возражают, чтобы их специально кто-то опекал. И вот здесь подключается система общественного воспитания, когда ребята из числа старшеклассников выступают в роли вожатых и волонтеров. Происходит классическое «воспитание делом, воспитание коллективом»: ученики старших классов встречают первоклассников, помогают им освоиться в новом для них мире, парни и девушки из 10-11-х классов вместе с ребятами из среднего звена проводят мероприятия для начальной школы. Все они дружно участвуют в различных акциях, посещают дом малютки, помогают ветеранам. Такая форма взаимодействия и взаимопомощи способствует укреплению духа лицейского братства.Неудивительно, что многие выпускники Бийского лицея, состоявшись в этой жизни, живут по принципу «нужно возвращать то, что тебе дала школа». По их собственным словам, находясь в самых разных точках земного шара, они открывают наш сайт, радуются успехам и выражают активное желание помочь. Именно для этих целей силами выпускников создан фонд, который выделяет гранты для лучших учеников, имеющих явные успехи в исследовательской деятельности. Этот фонд наполняется исключительно за счет добровольных пожертвований. Через совет лицея средства распределяются среди учеников в виде грантов на основе конкурса портфолио. Кроме того, на ежегодном фестивале «Дни науки», классных часах выпускники рассказывают детям о тех или иных перспективных направлениях деятельности человека, о новейших исследованиях в той или иной области, о возможности применить свои знания для создания собственного бизнеса.На базе лицея в 2013 году создан ресурсный центр Бийского образовательного округа Алтайского края «Одаренные дети». Это сделано для предоставления широкого спектра образовательных услуг детям из сельских школ, обеспечения равенства доступа обучающихся к качественному образованию независимо от места жительства и социально-экономического статуса. Основные направления деятельности ресурсного центра для сельских школьников – углубленное и профильное образование, олимпиадное движение по предметам учебного плана, организация исследовательской деятельности сельских школьников и их обучение методологии научного исследования, проектная деятельность – от выдвижения оригинальных идей до их воплощения.Один из таких проектов носит название «Школа молодых ученых». В рамках ФГОС это одно из главных направлений организации внеурочной и исследовательской деятельности. Однако разработанная в Бийском лицее модель заметно отличается от традиционной, когда дети вместе с педагогом выбирают тему, делают проект, а потом оформляют результаты.- По итогам участия в конференции «Первые шаги в науку», организованной Малой академией наук «Интеллект будущего», мы пришли к выводу: нужно сначала научить педагогов, дать им теоретические основы исследовательской работы, а затем переходить к выполнению конкретного проекта, – говорит заместитель директора по научно-методической работе Светлана Назарова.Действительно, педагог-предметник, как правило, хорошо разбирается только в своем направлении и далеко не всегда может помочь тем детям, которые интересуются совершенно иными проектами. Поэтому был разработан курс, который позволяет и учителям, и ученикам вне привязки к конкретному предмету освоить единую методологию исследования, понять требования к оформлению работ, которые также для всех едины. В итоге силами лицеистов создан УМК, с помощью которого педагоги вместе с детьми могут начать заниматься исследованиями буквально с нуля.Словом, инновации, с которых все начиналось, дали обильный урожай, и его плодами коллектив Бийского лицея щедро одаривает всех своих соратников и единомышленников.СтатфактБийский лицей Алтайского края: Лучшая школа России (2008 г.). Топ-500 – лучшие школы России-2013, 2014, 2015. Топ-200 2015 г. лучших школ России для поступления в ведущие вузы России. Топ-200 2015 г. лучших школ России, обеспечивающих развитие талантов учащихся. Топ-100 2014 г. лучших общеобразовательных учреждений РФ по 4 профильным направлениям (физико-химическое, физико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое). Топ-100 2014 г. лучших общеобразовательных учреждений Российской Федерации в области математики. Абсолютный победитель краевого конкурса инновационных общеобразовательных учреждений «Новая школа Алтая-2010». В лицее обучаются 1370 учащихся в 55 классах-комплектах. Это дети из города Бийска и сельских районов (61 учащийся из сельской местности проживает в лицейском интернате). 94% сотрудников лицея имеют высшую и первую квалификационные категории. 5 из них – кандидаты наук. 3 заслуженных учителя РФ. 19 педагогов (20% от общего количества) – победители ПНПО, трое из них – дважды победители ПНПО. 2 педагога являются членами Клуба учителей-новаторов при губернаторе Алтайского края.
Комментарии