search
main
0

Опережая время: к столетию выдающегося ученого и педагога Всеслава Горецкого

Всеслав Гаврилович Горецкий — филолог, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Центра общего среднего образования Федерального института развития образования.

Жизнь в науке

Ученый родился в 1924 г. в Москве, окончил МГПИ им. В. И. Ленина и в 1951 г. стал работать учителем сельской школы в Калужской области. В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1986 г. — докторскую на тему «Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательных школ».

Предметом его исследований стали проблемы начального языкового и литературного образования. В научных трудах Горецкого (более 300) нашли отражение такие вопросы, как содер­жание школьных курсов русского языка и чтения, методика обучения грамоте и первоначальному письму, всем видам речевой деятельности, методика чтения, реализация принципа частотности в порядке расположения букв изучаемых звуков на этапе обучения грамоте, взаимосвязь языкового образования, речевого и литературного развития младших школьников, внутрипредметные и межпредметные связи в процессе изучения русского языка и литературы, дифференциация и индивидуализация обучения.

Научные взгляды Горецкого реализованы в учебно-методических комплектах для начальной школы и вузов, которые уже более 50 лет издаются ведущими педагогическими издательствами России. Это программы «Обучение грамоте и развитию речи», «Литературное чтение», программы по объяснительному (литературному) чтению; учебники «Букварь» (1969—2001), «Азбука» (1982—2001), «Азбука-скороучка» (1996), «Московская азбука» (1998); многочисленные методические письма и рекомендации; учебные пособия для педагогических вузов, в том числе «Методика преподавания русского языка в начальных классах» (раздел «Методика обучения грамоте»), и педагогических колледжей. Комплекты «Азбука», «Русский язык», «Литературное чтение» переиздаются с коррективами до настоящего времени. Учебники рекомендованы Минпросвещения РФ и включены в федеральный перечень.

Одна из важнейших особенностей букварей Горецкого, которые он создал в соавторстве с В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, — насыщенность и разнообразие материалов для чтения. Это стало возможным благодаря новаторству в определении порядка расположения букв изучаемых звуков, установленного на основе принципа частотности. Раннее введение в «Букварь» букв, которые чаще других встречаются в текстах, расширяет границы для повышения содержательности букварных материалов. Принцип частотности, учет сочетаемости отдельных букв в пределах основных слоговых структур, ориентировка на создание оптимальных условий для решения специфических задач обучения детей первоначальному чтению и письму позволили установить в новом «Букваре» иную, чем раньше, последовательность расположения букв изучаемых звуков. Также новаторской особенностью «Букваря» Горецкого и сориентированной на него методики обучения грамоте стало выделение вспомогательных единиц чтения — одного или нескольких согласных за пределами гласного или слияния в рамках отдельного слова.

«Букварь», «Азбука» и «Русская азбука» Горецкого — беспрецедентное явление в жизни нашей страны не только по продолжительности и массовости их использования учителями школ России и зарубежья, но и по уникальности и выверенности заложенных в них методических подходов, гарантирующих высокие результаты обучения.

Большое место жизни Горецкого занимала педагогико-просветительская деятельность. Начиная с 1968 г. он преподавал в МГПИ им. В. И. Ленина и ряде других институтов. Долгие годы он разрабатывал решения многих общих проблем начального образования и участвовал в их практической реализации. Он был членом ученых комиссий по проблемам подготовки учителей начальных классов, учебно-методического совета Минпросвещения СССР, проблемного совета по начальному обучению при Президиуме АПН СССР.

Горецкий руководил семинарами для учителей, которые работали на базе института школ Минпросвещения, проводил встречи с педагогами начальных классов по всей стране. Почти в каждом зале сидели его бывшие студенты, практиканты, стажеры, коллеги, соавторы.

Горецкий создал свою научную школу, и под его руководством было успешно защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

В самых дальних уголках России знают журнал «Начальная школа», который присруководстве и авторском участии Горецкого сформировался в его современном виде и приобрел статус научно-методического издания.

Идеи Горецкого также получили международное признание. Он преподавал на краткосрочных курсах русского языка в странах Европы, участвовал в работе съезда Международной ассоциации по чтению (США, 1993). Некоторые его работы переведены на немецкий и болгарский языки. Он также создал учебники «Родное слово» для белорусских школ с родным языком обучения и учебники русского языка для эстонских школ.

Всеслав Гаврилович Горецкий. Учитель, соратник, друг…

Его имя известно всей России

С начала 1980-х г. миллионы первоклассников 1 сентября берут в руки книгу, которая знаменует новый этап в их жизни. Трудно найти в нашем образовании еще одного ученого-педагога, книга которого лежала бы на столе в каждой российской семье! У Всеслава Гавриловича такая книга есть — «Букварь».

(канд. пед. наук, Соловейчик М. С., Москва)

На фото (слева направо): В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. К. Назарова, А. Ф. Шанько, 1967

Мой внук учился по «Букварю» Горецкого

После Горецкого многим стало казаться, что написать букварь легко. Был случай, когда выпускница через полгода работы в 1 классе сказала мне: «Я написала новую азбуку — лучше, чем у Горецкого!» Естественно, новыми были только слова и тексты, которые та внесла по своему усмотрению, не понимая, что каждое слово в букваре классиков продумано стократно. «Букварь» Горецкого был по-настоящему новаторским, иначе бы он и не стал букварем-долгожителем. Моя дочь, внучка и внук знают, кто такой Горецкий, они выучились читать по его «Букварю», поэтому вырастут добрыми и умными людьми.

(канд. пед. наук, Бондаренко А. А., Новосибирск)

НИИ школ, 1988

Школа Горецкого

Часто подняться на высшую ступень позволяет судьбоносная встреча с Учителем. Для меня таким Учителем стал Всеслав Гаврилович Горецкий. Вместе мы моделировали учебный процесс, описывая педагогические факты и явления, объясняя те или иные стратегические и тактические подходы.

Как Учитель он умел слушать и слышать. Бывало, я месяцами просиживал над чтением монографий, чувствуя себя потом всезнающим. Однако широта и глубина зна­ний Всеслава Гавриловича всегда оказывались значительнее.

Его по праву считали энциклопедистом. Это делало Горецкого сдержанным в увлечениях инновациями. Его школу называют традиционной. С моей точки зрения, это наивысшая похвала, ведь это школа знаний, умений, трудолюбия.

(доктор пед. наук, профессор МГПУ Леонович Е. Н., Москва)

В.Г. Горецкий, 1967

Опережая время

Невозможно представить себе методику литературного чтения без имени Всеслава Гавриловича Горецкого. События 1990-х привели к изменению понимания целей и задач начального литературного об­разования, к отказу от идеологизирования курса. Нужно было создать новые хрестоматии для чтения. Первым принципиально новым учебником стала «Родная речь» М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой. В его основу легли художественно-эстетический и литературоведческий принципы. Авторы подчёркивали отличие предлагаемого ими литературоведческого анализа текста от традиционного лингвистического подхода к слову. Произошло важнейшее для методики событие — чтение перестало быть частью предмета «Русский язык» и приобрело самостоятельный статус, что закрепилось в названии дисциплины — «Литературное чтение». Это событие неразрывно связано с именем Горецкого.

(доктор пед. наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, Воюшина М. П., Санкт-Петербург)

В.Г. Горецкий со студентами Ярославского государственного университета

Дорогой наш человек

…Всеслав Гаврилович не терпел полузнайства в педагогике. Он отстаивал лучшие традиции начального образования, поэтому содействовал осуществлению проекта «Реализация идей К. Д. Ушинского в современной русской школе», задуманного в Леснополянской начальной школе. Он старался поддерживать авторитет школы: участвовал в посвященных ей телевизионных передачах, проводил на ее базе выездные заседания редколлегии журнала.

Он беззаветно служил педагогической науке и людям этой профессии. Ярославцы отвечали ему уважением и любовью, наполняя своими чувствами формулировки очередного приглашения: «Дорогой Всеслав Гаврилович! Ждем Вас…».

(доктор пед. наук, профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Макеева С.Г., Ярославль)

Он всегда где-то рядом, потому что жива память о нем

Его шаги помнят улицы — Покровка, Маросейка, Колпачный и Петроверигский переулки, по которым он шел на работу. Одухотворенный профиль слушающего музыку Всеслава Гавриловича помнит зал лютеранского собора, что в Старосадском переулке. Помнит его и улица Мясницкая, где у входа на станцию метро «Тургеневская» он покупал цветы, всегда небольшие, неброские подмосковные розы.

Память о Всеславе Гавриловиче и в его редакционном кабинете. Теперь каждого сопровождают его взгляд и полуулыбка с фотографии, что висит над столом. Память об ученом хранят его книги, которые он когда-то принес в редакцию. Среди бумаг все еще мелькает его почерк — черновики, за­писки.

Наша память о Всеславе Гавриловиче дает нам сегодня ощущение спокойствия и надежности. Вы всегда с нами, дорогой Всеслав Гаврилович.

(канд. пед. наук, заместитель главного редактора журнала «Начальная школа» Шарапова О. Ю., Москва)

Материал подготовлен Центром начального образования «Школа России» АО «Издательство «Просвещение», автором которого являлся В. Г. Горецкий, по материалам книги «Опережая время».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте