Чтобы что-то создать, надо чем-то быть. Все влияние, которое человек способен оказать на человека, осуществляется через его личность.
Гете
Этот очерк не изложение со стороны, а дань глубокого уважения человеку, чья жизнь посвящена избранной профессии. И эта жизнь не прогулка по Аркадии, а высокое напряжение мысли, воли, преодоление нелегкого пути, стремление внести свой весомый вклад в вечную науку – педагогику.
Все начиналось со школьной скамьи
Волей судеб я была назначена завучем средней школы №34. Это была новостройка на окраине Тюмени. Вокруг частные дома и ни одного учреждения культуры и спорта, не говоря уже о других благах.
Радовало одно – коллектив школы был удачно подобран, в нем работали и опытные стажисты, и молодые учителя, и только-только начинающие свой путь в профессии выпускники вузов. Мне предстояло вести русский язык и литературу в старших классах.
Здесь и произошло мое знакомство с Ольгой Николаенко. Она сразу выделялась среди ребят класса своими независимостью и яркой внешностью. Вскоре мне пришлось убедиться, что эта жизнерадостная, полная обаяния юности девушка была бесспорным лидером, зачинателем всех классных дел. Даже самые дерзкие ребята оказывались под ее влиянием и послушно пели в хоре, который она организовала (в то время она уже окончила музыкальную школу).
Есть люди, которым на роду написано быть лидерами. Так оно и получилось. Она увлекалась гуманитарными науками, и чем больше я узнавала ее, тем больше поражалась ее способностям. Надо было слышать, с какими упоением и чувством она наизусть читала целые главы из «Евгения Онегина» или устраивала в классе диспуты на английском языке, которым уже тогда хорошо владела. Позже в своих стихах о ней я написала:
Смелая, красивая, шальная
VIP-персона школьного двора.
Вот такой тебя я вспоминаю,
Вот такой ты школьницей была.
Есть еще особые приметы:
Смелость мысли, воли и ума,
На себя брала друзей заботы –
Вот такой ты в юности была.
А ведь и было в кого Ольге быть! Ее отец Владимир Антонович Николаенко с боями прошел дороги Великой Отечественной войны (а было ему 15-18 лет!). Неутомимый труженик, ветеран, он часто бывал в школах, где встречался с ребятами. Рассказчик он был отменный, история войны оживала в душах детей. А свою любовь к жизни, ко всему сущему, богатство души он передал своим детям и внукам.
Окончена школа, сделан выбор – университет. И вот она учитель английского языка. Куда, как не в родную школу, идти теперь! С радостью она приняла молодого специалиста и не отпускала из своих объятий целых 25 лет!
Талант лидера и незаурядные способности в работе со школьниками сразу выделили Ольгу Владимировну из числа учителей, и вот она уже в должности организатора внеклассной и внешкольной работы. Медаль имени Крупской была вручена ей за подвижническую творческую работу с детьми всех возрастов, за активное участие школы во всех городских мероприятиях.
Но как же повезло родной 34‑й, когда Ольга Владимировна Ройтблат была назначена директором! Школе предстояло превратиться в одно из лучших образовательных учреждений Тюмени.
Личность директора определяет многое, если не все. В трудный директорский путь нельзя пускаться налегке, нужно иметь в задатке «во имя чего», которое освещало и питало бы этот путь, смотреть и видеть дальше. Предстояло доказать свою состоятельность, и Ольга Ройтблат знала, что коллектив учителей и добрые традиции школы будут такой почвой, где полезные семена изменений прорастут быстро и дадут всходы. Цели есть. Она знала, куда вести школу.
90‑е годы. В тогдашней горячей взбудораженности времени педагогика не стояла на месте. Она захлебнулась от разных теорий, взглядов, мнений, экспериментов. Некоторые из них вводились и с таким же успехом исчезали – традиции брали свое.
Но накал и высота нововведений покоряли. Появились маститые педагоги со своими концепциями обучения и воспитания школьников, и результаты уже убеждали в правильности их пути. Опорой для всех преобразований была вера в закон свободы, по которому теперь жила страна. Новая правда школы потребовала от Ольги Владимировны новой энергии. Но что она значила для нее, когда речь шла о неизмеримой возможности дел, которые ей предстояло совершить!
Нужен коллектив единомышленников (какой руководитель не мечтает об этом!). И он был создан. Масштаб личности директора раскрылся в реорганизации школы в лицей. Все шаги были выверены, одобрение коллектива получено. Сначала психолого-педагогическая служба «обуздала» общеобразовательную «вольницу», провела диагностику школьников. Учителя получили данные о возможностях каждого ученика, и это стало подспорьем в работе. На этой же основе обрело статус разноуровневое обучение. На протяжении всех лет обучения психологическая служба оказывала максимальное содействие в развитии школьников. Дети писали: «Мне удалось понять свой характер, во многом утвердилась, есть о чем поспорить. Очень хочу продолжить обучение…», «Это помогает быстрее узнать друг друга, теперь я увереннее себя чувствую».
Дальнейшее развитие лицея вышло далеко за рамки министерских программ: введено изучение иностранных языков со 2‑го класса, а компьютерное обучение – с 5‑го класса. Компьютерный центр лицея вызвал зависть других школ – детям было на чем учиться. И главное – введено профильное обучение в 10-11‑х классах. Лишь в 2000 году Минпрос нарушил монолитное единство школьных программ и ввел эти новации. Уже первые шаги лицейской практики показали полную состоятельность выбранного директором курса. Это сразу отразилось на учительском и ученическом сообществах, создалась особая атмосфера взаимоотношений, изменилась шкала ценностей.
Живительный лицей
Лицей творил, бурил, оптимистический тон доверия поднял его над рутиной обыденной жизни. Творчество педагогов и лицеистов зашкаливало. Антон Куклин, выпускник, писал в своих стихах:
Объединив в единый лагерь
Своих коллег, своих друзей,
Директор в мантии отваги
Создал живительный лицей.
Взорвало школу озаренье
Лучами умственных побед
Учеников. И обученье
Явило им целебный свет.
Углубленное изучение иностранных языков стало одним из приоритетов лицея. Ольга Владимировна личным примером утверждала это. Она приняла участие в Международном конкурсе учителей английского языка и страноведения стала его победителем. На протяжении четырех лет лицей принимал участие в программе международных обменов школьников, четыре года лицеисты становились победителями этой программы.
Микрорайон лицея не располагал учреждениями науки, культуры, предстояло как-то возмещать это и сделать лицей средоточием научной мысли. Научный потенциал лицея поддерживался за счет вузовских преподавателей, они с радостью принимали приглашения Ольги Владимировны вести занятия в профильных классах. О взаимной пользе общения и говорить не стоит.
Декан юридического факультета ТюмГУ Освальд Иванович Клоц писал: «Это лучшая форма профориентации. Из десятков выпускников этих классов большинство на юридическом факультете успешно выполняют учебную программу, занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах». Надо ли говорить, как повысилась самооценка лицеистов. Ольга Владимировна ценила высоких профессионалов, разделявших ее смелые по тем временам ценности.
Созданный лицейский мир был пропущен через сознание, совесть, сердце директора. И чем сложнее была жизнь, тем больше лицей проводил праздников, встреч с интересными людьми, конференций, диспутов и т. д. Кредо Ольги Владимировны: жизнь детей должна быть наполнена радостью. На любом совещании, в любой беседе с учителем на первом месте стоял разговор о необходимости личностного подхода к каждому ребенку, любви к нему.
Личный пример Ольги Ройтблат убеждал, что общение с детьми – это врожденный инстинкт педагога. На переменах она нередко спешила в классы, говорила с ребятами об их делах, о настроении, и, что всегда удивляло, некоторые дети дотрагивались до ее рук (проявление симпатии), заглядывали в глаза, сопровождали ее по коридору.
Во встречах со старшеклассниками исчезла грань между ними и директором. Ольга Владимировна сразу предлагала им диалог на английском языке (своеобразная проверка знаний). Не уклонялись! Учитель, как никто другой, живет жизнью детей, отдавая им свои духовный опыт и время. Они также умеют ценить нравственную значимость учителя, не показную, а естественную.
Директор века
Благотворное влияние личности Ольги Владимировны на юные сердца было велико. Какая-то магия ощущалась в ней, они сразу проникались к ней доверием. Школа – это в основном женщины, и важно, чтобы у каждой был свой привлекательный имидж, он влияет на отношение учащихся к учителю. Это уже давно доказано практикой. Ольга Владимировна своим примером утверждала эту истину. Природа наделила ее не только красотой, но и отменным вкусом к одежде: в любом деловом костюме или праздничном одеянии всегда виделись изящество и тонкое понимание актуальности того или иного наряда.
Педагогика в долгу у руководителей, в которых заложено умение видеть достоинства человека, которые питают ее свежестью, новизной мыслей и дел. Ольга Владимировна – яркий талант директора-новатора, и вряд ли что еще может сравниться с этим. Дел и забот у директора много: ремонт школы, оснащение кабинетов, питание и здоровье детей, а тут еще и строительство пристройки. Лицей перестал вмещать учеников микрорайона, да и из других школ города стремились попасть сюда – хорошие вести не лежат на месте! Роль прораба стройки вполне подошла директору! Повседневная занятость требовала хоть какого-то отдыха. «Какой отпуск, какой отпуск!», – часто повторяла Ольга Владимировна, на что ее муж Борис Михайлович, также очень занятой человек, говорил: «Давай я тоже принесу с работы свои папки!»
Лицей – детище Ольги Владимировны – стал важным звеном в образовательном пространстве города, области, его экспериментальной площадкой. В 2000 году Министерство образования России присвоило лицею №34 почетное звание «Школа века», а Ольге Владимировне – «Директор века».
Феномен лицея в том, что его бывшие выпускники благодарны ему за все, что он им дал, за то, что заложил в них «самое сокровенное, человеческое» (из письма выпускника), поэтому они приводят сюда учиться своих детей. И в этом тоже искусство педагогики.
На новом этапе, в XXI веке
Таланты всегда востребованы на самых ответственных участках образования. Ольга Владимировна Ройтблат была назначена директором Департамента образования и науки Тюменской области, а затем ректором Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
Все эти годы (22 года) Ольга Владимировна излучает высокий профессионализм в работе, оказывает благотворное влияние на результаты образования в области. Она современник новой эпохи, помимо основной работы несет много других нагрузок (у нас так любят это делать!). Но вокруг нее все по-прежнему живет, борется и побеждает. За 50 лет благоговейного служения педагогике она стала одним из ее золотых звеньев. Звание народного учителя Российской Федерации – высшее признание ее заслуг.
Надежда ФОМИНЦЕВА, заслуженный учитель РФ, ветеран педагогического труда
Комментарии