Каких только сюрпризов нам не подкинул 2020 год, успевший стать притчей во языцех среди россиян! Все мы внезапно оказались выброшены в пространство онлайн и принялись форсированно осваивать новые площадки для альтернативного общения. Потом дружно порадовались решению Министерства просвещения аттестовать девятиклассников без сдачи ОГЭ. Начался новый учебный год, и все участники образовательного процесса – учителя, родители и дети – задают один и тот же вопрос: «Что же дальше?..»
В условиях неопределенности и риска второй волны коронавируса учителям обществознания и выпускникам нужна срочная скорая помощь в виде актуального пособия для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Вряд ли история с отменой экзаменов повторится, необходимо быть во всеоружии. Таким пособием, безусловно, может стать сборник «ОГЭ 2021. Обществознание. 32 варианта. Типовые варианты экзаменационных заданий» издательства «Экзамен» под редакцией А.Ю.Лазебниковой, Т.В.Коваль. Для того чтобы остановить свой выбор именно на этом пособии, есть несколько объективных причин, давайте их рассмотрим.
Во-первых, пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Что это значит? Говоря простым языком, авторы, разработчики вариантов ОГЭ, сотрудники ФИПИ написали учебное пособие, затем специалисты – эксперты ФИПИ проверили своих коллег и подтвердили полное соответствие содержания актуальным требованиям.
Во-вторых, структура сборника соответствует всем необходимым требованиям для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Это и инструкция по выполнению экзаменационной работы, и подробный разбор одного из вариантов, и критерии оценивания, и решения к каждому варианту, и даже бланки ответов. А главное – 32 полноценных варианта для тренировки с качественными заданиями, соответствующими текущему формату ОГЭ по обществознанию. В 2021 году на ОГЭ по обществознанию знания учеников будут проверяться по 6 тематическим блокам: «Человек и общество», «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политика и социальное управление», «Право».
Во-третьих, данное пособие полностью соответствует тем изменениям, которые произошли в ОГЭ по обществознанию за прошлый и текущий учебные годы. Так как в 2020 году экзамен не состоялся, предлагаю вспомнить наиболее значимые прошлогодние нововведения.
Появились три новых типа заданий с развернутым ответом: задание, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий; задание-задача с контекстом финансовой грамотности; задание на анализ статистической информации. Подготовка к ним требует особого внимания учителей и выпускников из-за их повышенной сложности. Обсудим одно из них, обратившись к сборнику издательства «Экзамен»: «Для ремонта загородного дома работник охранного предприятия М. решил взять кредит 300 тыс. рублей сроком на один год. Он сравнил условия предоставления потребительского кредита в банке и займа в микрофинансовой организации. Банк «Будущее» предлагал кредит по ставке 10% годовых, его быстрое оформление при предъявлении паспорта и справки о доходах. Микрофинансовая организация «Всегда рядом» готова была предоставить займ из расчета ежедневной ставки 0,1% по предъявлении лишь паспорта. М. выбрал для получения кредита банк. Чем можно объяснить его решение? Почему банки при оформлении кредитов для физических лиц требуют справки о доходах?»
Как видим, здесь проверяются не абстрактные и теоретические знания выпускников, а их конкретные компетенции в области финансовой грамотности, развитие которых не просто пригодится ребятам в жизни, но и, возможно, спасет их от необдуманных шагов и знакомства с коллекторами.
Какими же регламентами ФИПИ нам предстоит руководствоваться в новом учебном году? Общее количество заданий КИМов осталось неизменным. Количество заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13. Общий балл увеличен с 35 до 37. Добавлено новое задание (под номером пять) с развернутым ответом на анализ визуальной информации. Рассмотрим одну такую задачу. Это иллюстрация, на которой мужчина выбрасывает пластиковую бутылку в бак для раздельного собора мусора. К данной иллюстрации сформулированы следующие вопрос и задание: «Какой вид деятельности иллюстрирует фотография? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, приведите два результата осуществления этой деятельности и кратко поясните общественное значение каждого из них». Сначала выпускник должен четко сформулировать вид деятельности, который он воспринимает визуально, понимая, что она должна быть связана с обществоведческим материалом. Ответ «мужчина стоит около мусорного бака» или «гражданин выкидывает бутылку в мусор» не будет засчитан. Необходимо указать, что речь идет именно о раздельном сборе мусора (отходов). После этого следует объяснить, почему раздельный сбор мусора важен для общества. Объяснения должны даваться развернуто и с опорой на факты социальной жизни или личный опыт.
Как мы видим, в новом учебном году продолжается тренд на сокращение количества заданий с коротким ответом и происходит их постепенная замена на задания с развернутым ответом. Именно таким заданиям нужно уделять особо пристальное внимание при подготовке. Поэтому необходимо, по образному выражению Сергея Кочережко, подбирать такой «боекомплект» пособий, который бы содержал данные типы заданий и в полной мере соответствовал запросам выпускников основной школы.
Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, Ленинградская область
Комментарии