search
main
0

Операция «Школьная кооперация». или Развенчание мифа

Устойчивый миф о том, что сельская школа хуже готовит к вузу, чем городская, в Красноармейском районе Чувашской Республики могут развенчать в два счета. Причем не одними только теоретическими выкладками, но и действиями. Все началось с реструктуризации системы образования. Несколько лет назад в Красноармейском районе были закрыты четыре малокомплектные школы, оставшиеся 14 превратились в полнокомплектные. Реализации этого плана во многом способствовала президентская программа «Школьный автобус».

– Это было требование времени и общественности – родителей, ратовавших за качественное образование для детей, – рассказывает Николай Антонов, начальник отдела образования администрации Красноармейского района. – Я сам проработал 20 лет в школе и знаю, что в классе, где пять учеников, можно попробовать всех сделать отличниками. Но там, где учеников много, у детей больше стимулов учиться. В полных классах другой уровень развития детей, другое общение. Конечно, учителю в таком классе непросто, ведь к его подготовке предъявляются повышенные требования. Мы обеспечили подвоз детей в школы с качественной материально-технической базой и подготовленным преподавательским составом.

А потом реформенные процессы подтолкнули главу районного образования к инновациям в области профильного обучения. Так родилась схема сетевого взаимодействия школ.

Суть схемы заключается в том, чтобы, начиная с девятого класса, ориентировать ученика на выбор профессии. Школьные программы строятся так, чтобы ученики получили максимум знаний обо всех существующих профессиях. У сельской школы для этого достаточно возможностей: подростки не только теоретически познают мир профессий на уроках, но и посещают с экскурсиями предприятия своего района и республики. Предпочтения выявляются тестами.

В 10-й класс ребята приходят, четко зная, с какой специальностью хотели бы связать жизнь и какие предметы необходимы им для поступления в вуз или техникум.

– Старались продумать все мелочи, воспринять эксперимент с точки зрения ученика, просчитывали, как отнесутся к нововведениям родители. Думаю, именно потому, что мы продумали все, в дальнейшем серьезных коррективов в программу вносить не пришлось, – утверждает Николай Антонов.

На базе трех школ – Траковской чувашско-немецкой гимназии, Большешатьминской СОШ и Яншихово-Челлинской СОШ были созданы ресурсные центры профильного образования. Работа в них ведется по шести специализациям: филологической, физико-математической, агротехнологической, информационно-технологической, технологической, социально-экономической. Впрочем, программа профильного обучения может составляться и по желанию ученика, варианты возможны.

Вопрос, кто будет учить, решился конкурсным отбором среди учителей высшей и 1-й категорий. Кстати, до сих пор среди преподавателей ресурсных центров не было произведено ни одной замены. Добавим, что четыре учителя района являются лауреатами президентской премии, а Траковская гимназия в 2006 году была удостоена премии в 1 млн. рублей как лучшая инновационная школа.

Теперь о технической стороне. Доставку старшеклассников в ресурсные центры осуществляют 8 школьных автобусов, еще один всегда наготове в резерве – на всякий случай. Автобусы, работающие по траковскому направлению, наматывают в неделю не более 88 км, привозя на уроки углубленного изучения предметов 78 ребят 10-11-х классов из трех деревенских школ.

Анкетирование показало, что у старшеклассников новая форма обучения вызывает одобрение. А где еще они могут пообщаться с теми, кто тоже заинтересован в получении знаний, да еще встретиться со сверстниками другого коллектива?

В Министерстве образования республики красноармейские нововведения поддерживают обеими руками. Опыт района по рекомендации ведомства уже начали перенимать Канашский, Порецкий, Марпосадский и другие районы Чувашии.

А что думают о новомодных веяниях, учителя и директора школ? Этот вопрос мы задали одному из директоров сельских школ. И вот какой получили ответ:

– Не буду скрывать, бывает, учителя обижаются, что сейчас все силы и средства стягиваются к ресурсным центрам. Но обижаться не на что, это право надо заслужить. Не так уж часто в деревнях есть возможность углубленного изучения предмета. Работа с лучшими преподавателями района дает шансы нашим ученикам на олимпиадах на равных конкурировать с городскими гимназистами, а у школ возникает больше шансов получить гранты на дальнейшее развитие.

Чебоксары

Комментарий специалиста

Светлана ПЕТРОВА, заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики:

– Опыт Красноармейского района по сетевому взаимодействию школ был рассмотрен на недавнем заседании коллегии нашего министерства. Вывод коллегии был таким: практический эксперимент удался, опыт следует обобщить и распространить по республике.

Мы считаем, что в Красноармейске получен очень хороший результат по организации профильного обучения. В ресурсных центрах с развитой материально-технической базой, полученной благодаря национальному образовательному проекту, старшеклассники из деревенских школ получают возможность углубить знания для того, чтобы поступать в вузы. И сегодня мы видим положительную тенденцию по росту образовательной мотивации среди старшеклассников.

Не стану скрывать: на первых порах были трудности с адаптацией детей к новым условиям. Нелегко им было от привычного учителя попадать к другому, у которого еще и завышенные требования к знаниям. Но со сложностями психологического порядка в Красноармейском справились. Пока дети привыкали к новому учителю, в классе присутствовали их учителя. Подключили к работе школьного психолога, чаще стали проводить родительские собрания, чтобы и родители не оставались в стороне от процесса.

Было, конечно, недовольство и со стороны учителей маленьких школ, потерявших свои учебные часы. Но работа школ по схеме сетевого взаимодействия тем и хороша, что заставляет преподавателя быть конкурентоспособным. Для этого он постоянно должен совершенствовать свою квалификацию, изучать современные образовательные технологии и смежные специальности. Иначе работать в наши дни нельзя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте