search
main
0

Операция «Москва» и другие уникальные проекты

Музей 9‑й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии

Благодаря музею 9‑й ГКСД школы №1286 и проекту «Кадетский класс в московской школе» молодые люди имеют возможность соприкоснуться с военной историей и приобщиться к ратному подвигу народа. Ребята равняются на лучших, учатся на героических примерах беззаветному служению Отчеству, узнают о самоотверженности и героизме русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость.

Являясь частью социокультурного пространства, образовательная среда музея объединяет элементы образовательных систем и субъектов образовательного процесса, формирует культурный опыт каждой личности.

Модель музейной образовательной среды по В.А.Ясвину включает в себя следующие компоненты:

– пространственно-предметный (музей 9‑й ГКСД);

– субъектный (кадеты, преподаватели, родители);

– технологический (формы работы, виды деятельности);

– социальный (партнеры музея, образовательные, общественные и культурные организации).

Оценка результативности создания условий для патриотического воспитания в музейной образовательной среде проводится по нравственно-духовным и количественным параметрам, при этом духовно-практическая деятельность должна быть ориентирована на предельные идеалы нравственного характера (верность Родине, присяге). Образно говоря, она должна быть выстроена вокруг экзистенциальной вертикали, то есть вокруг группы моральных ценностей, связанных со служением интересам общества, которые воспринимаются членами воспитательной организации как личностные смыслы жизни.

В канун 25‑летия разгрома немцев под Москвой в газете «Вечерняя Москва» 1 октября 1966 года был напечатан очерк Евгения Мара «На старом «КП». В очерке говорилось о том, как героически сражалась 78‑я (9‑я ГКСД) стрелковая дивизия в суровую зиму 1941-1942 годов, что на волоколамском направлении, в Дедовске, сохранился дом, где 25 лет назад находился командный пункт командира дивизии полковника А.П.Белобородова. Этой статьей заинтересовались ребята 6‑го «Б» класса 59‑й (в то время) школы. Через несколько дней они поехали в район Дедовска, где стали расспрашивать местных жителей о воевавшей в этих местах дивизии. Там они встретили М.В.Бронникова, комиссара 9‑й ГКСД. В октябре 1966 года была начата операция «Москва». Задачами этой операции в то время были:

1) розыск участников обороны Москвы 1941-1942 годов, воинов 9‑й ГКСД (78‑й стрелковой дивизии), оборонявших Москву в составе 16‑й армии на волоколамском направлении;

2) сбор материалов о 9‑й ГКСД;

3) уточнение мест гибели и захоронений нескольких воинов.

Музей боевой славы 9‑й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии имени А.П.Бе­ло­бо­ро­до­ва был создан к 25‑летию битвы под Москвой в декабре 1966 года в школе №59 на улице Фомичевой, д. 5. За три года активной работы следопыты совершили 40 походов по Подмосковью по местам боев 9‑й ГКСД. Из них 7 многодневных, с ночевками в палатках и школах. В многодневном походе в среднем проходили 50-60 км, в однодневном – 10-25 км. Тщательно обследовались Красногорский, Истринский, Ново-Петровский и Рузский районы. В этих рейдах принимали участие ребята 4-10‑х классов.

В результате поисков:

– была установлена личная и письменная связь с 200 ветеранами дивизии;

– собраны рассказы и воспоминания ветеранов дивизии и очевидцев событий, местных жителей;

– собраны реликвии военных лет с мест боев, фотографии, письма, документы, фронтовые газеты и личные вещи.

Много материалов было передано в музей боевой славы сельской школы в селе Рождествено, музей в городе Новосибирске, где формировалась дивизия, Ленино-Снегиревский музей на 42 километре Волоколамского шоссе, Государственный исторический музей, благодарность от руководства которого на имя директора школы В.Н.Завьяловой хранится в нашем музее.

С первых дней работы музея в стенах школы был организован Совет ветеранов 9‑й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии. Его активными членами были дважды Герой Советского Союза генерал армии А.П.Белобородов, комиссар дивизии М.В.Бронников, редактор дивизионной газеты «За Родину» И.В.Беловолов, начальник полит­отдела дивизии генерал-майор М.М.Вавилов, командир дивизии генерал-майор И.В.Простяков. Им активно помогали начальник санитарной службы дивизии М.Ф.Бой­ко, офицер штаба полка Н.П.Смолин, работник штаба А.М.Гольд­ман, старшина И.И.Пя­духов.

После смерти своего отца в Совете ветеранов активно продолжил работу В.А.Белобородов, младший сын генерала армии А.П.Белобородова. После А.П.Бе­ло­бо­ро­до­ва, М.В.Брон­ни­ко­ва и И.В.Беловолова, возглавлявших работу Совета ветеранов дивизии до последних дней жизни, около 20 лет руководили советом председатель гвардии полковник в отставке Борис Романович Очкин и его бессменный заместитель, он же ответственный секретарь, гвардии полковник в отставке Григорий Никодимович Зеленский.

В 1995 году школа №59 Тушинского района города Москвы получила новое здание на улице Героев Панфиловцев и новый номер – 1286. Экспонаты музея расположили в новом здании. В 2008 году Совет ветеранов 9‑й ГКСД прекратил свою деятельность на базе школьного музея, так как многие ветераны ушли из жизни. Музею были переданы бесценные материалы: анкеты ветеранов, воспоминания, переписка, включая письма с фронта, вырезки из газет со статьями о 9‑й ГКСД, фотографии ветеранов, их встреч в послевоенные годы. Экспозиция музея отражает боевой путь дивизии, акцентируя внимание на ее решающей роли в битве под Москвой. Вещественный фонд музея составляют копии знамени 9‑й ГКСД, Знамени Победы, каски советских и немецких солдат, гильзы, фляги, котелки, форменные пуговицы, отдельные детали советского и немецкого оружия, армейский примус, телефон, осколки снарядов, памятные значки, медали, ордена, подаренные книги и многое другое.

Музейная образовательная среда не только выполняет воспитательную функцию, но и формирует практические навыки поисковой исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Так, в музее хранятся исследовательские работы об участии родственников обучающихся в Великой Отечественной войне. Кадеты приняли участие в IX и X Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и завоевали четыре диплома победителя и шесть призовых мест, в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» 10 победителей. В процессе подготовки исследовательских проектов кадеты учатся основам работы с архивом, музейными фондами, электронными ресурсами, картотекой экспонатов. Такая деятельность создает условия для эффективного проявления личностного потенциала у максимального числа кадет с целью достижения высоких индивидуальных результатов.

Постоянный воспитательный процесс по изучению истории и боевого пути 9‑й ГКСД с включением кадет, преподавателей, родителей, ветеранов позволяет проводить масштабные мероприятия. Например, межрегиональный семинар в рамках проекта «Взаимообучение городов» «Память сильнее времени: роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей и молодежи» и круглый стол участников музейных активов образовательных организаций России и Беларуси «Путь героя в памяти потомков», посвященные 80‑летию битвы за Москву и 55‑летию со дня создания музея боевой славы 9‑й ГКСД, хранящего память о героическом пути дивизии и ее легендарном командире – генерале армии Афанасии Павлантьевиче Белобородове, 120‑летний юбилей которого мы отметили в этом году. Кадеты оказали помощь в подготовке документального фильма «Память и слава 9‑й гвардейской», снятого военно-историческим клубом «Живая память» Новосибирска, и обменялись опытом по патриотическому воспитанию на встрече с командой молодежной историко-мемориальной экспедиции «Славы героев будем достойны» из Иркутской области.

Реализуя социальный компонент модели образовательной среды музея, кадеты регулярно участвуют в мемориально-патронатных акциях у мемориальной доски и барельефа на улице, названной в честь Героя Советского Союза, дважды кавалера ордена Красного Знамени Клавдии Яковлевны Фомичевой, на братской могиле летчиков 312‑го штурмового авиаполка Павла Степановича Симакова и Никиты Поликарповича Мокроусова, в торжественном митинге «Не отдадим врагу Москву!» у памятника героям-панфиловцам, посвященном празднованию начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой, в торжественной акции «Вечная память сердец» на аллее благодарности «Бойцам народного ополчения и труженикам тыла, оборонявшим северо-западные рубежи Москвы». В рамках акции «Мы вместе» в районе Северное Тушино кадеты прошли торжественным маршем перед домом участника Великой Отечественной войны Владимира Николаевича Блохина, поздравили ветеранов Николая Владимировича Байкова, Владимира Фойвеловича Конторовича, Юрия Николаевича Транквиллицкого, Софью Николаевну Сочилину, Михаила Марковича Файбушевича, Алексея Ивановича Соболева, Александра Алексеевича Лазарева, Зинаиду Николаевну Журавкину, Григория Алексеевича Горбачева.

Плодотворное сотрудничество с другими музеями позволяет проводить увлекательные экскурсии и интерактивные программы: «Защитники Отечества» в Музее военной формы Российского военно-исторического общества, «Хитрости ратного дела» в Музее московских стрельцов «Стрелецкие палаты», историческое путешествие в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, мероприятия в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково – рубеже обороны Москвы в 1941 году, Музее специальных операций и Музее Московского высшего общевойскового командного училища.

Активное использование полученных наработок и передового опыта, привлечение новых форм работы на базе информационных технологий, повышение эффективности мультимедийного сопровождения мероприятий, работа по построению интерактивного музейного пространства создают высокий потенциал информационно-образовательной среды музея, направленный на решение главной задачи – формирование у кадет гражданского мировоззрения и системы ценностей.

Андрей ШИЛОВ, воспитатель кадетских классов школы №1286

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте