search
main
0

Операция «Интерн». В елецкой «Школе молодых ученых» решали, как спасать педагогическое образование

Традиционная, девятая уже, «Школа молодых ученых» в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина – это и семинар, и научная конференция, и клуб по интересам. Ученым, тем более молодым, чтобы не зачахнуть в одиночестве перед мерцающим экраном компьютера, нужно выходить в свет, знакомиться и делиться друг с другом идеями и находками. К счастью, это понимают не только старшие коллеги по научному цеху, но и власть: летнюю встречу в Ельце поддерживают и администрация, и Управление образования и науки Липецкой области. На этот раз главной темой для разговоров – официальных и кулуарных – стали не только заявленные в программе гуманитарные науки (филология и история), но и проблемы подготовки будущих педагогов и качество образования. Специально для «семинаристов» «Учительская газета» организовала круглый стол «Профессиональный стандарт педагога: каким он должен быть?». Разговор, надо сказать, вышел непростой, острый, а в чем-то и болезненный.

Педвузы на скамье подсудимыхВпрочем, жарко стало уже с утра: первую спичку, а точнее, сразу целый костер запалил вице-президент РАО, академик Виктор Болотов, которого попросили рассказать о насущных проблемах современного педагогического образования. Виктор Александрович безоблачных и благостных картин рисовать не стал, а сразу, без обиняков, честно рассказал, как все есть на самом деле. Да, действительно, сложившуюся на сегодняшний день систему подготовки школьных учителей не ругает только ленивый. И разговоры о том, чтобы прекратить набор на педагогические специальности, «санировать педвузы», а проще говоря – перепрофилировать их, а то и вовсе позакрывать, во властных структурах ходят, чего уж тут скрывать. Это и не новость вовсе. Главный козырь борцов с педагогическим образованием – перепроизводство: ежегодно из стен специализированных вузов выходят тысячи и тысячи учителей, что в разы превышает реальную в них потребность. Руководство страны согласно кивает головой и предлагает попробовать себя в качестве преподавателей выпускникам классических университетов: дескать, неужели дипломированный математик не сможет научить ребенка решать квадратные уравнения, а историк не расскажет во всех подробностях об опричниках да о Смутном времени. Мысль, конечно, дельная, только отчего-то ни одна зарубежная страна, чей авторитет в образовательном мире никто сомнению не подвергает, на такие эксперименты не идет: Финляндия готовит педагогов в специализированных вузах, во Франции даже круглейший из круглых отличников не может пойти работать в школу, не сдав предварительно специальный квалификационный экзамен по допуску к профессии. Так что же нам делать?- Мы, конечно, можем кинуться в очередную реформу, опять все поломать и убить педагогическое образование, – философски рассуждает Болотов. – Можем, напротив, заявить, что все прекрасно и ничего менять не надо. Прошу прощения у ректорского корпуса, но многие именно такой позиции придерживаются: мы согласны на любую реформу, лишь бы ничего не менялось. К нашим хозяевам, к счастью, это не относится, – и вице-президент РАО галантно кивает сразу двум сидящим в президиуме ректорам – предыдущему и нынешнему – Валерию Кузовлеву и Евгении Герасимовой. – Поэтому не будем впадать в панику, а давайте просто разберемся, какие претензии нам предъявляют и что действительно нужно изменить.По словам Виктора Болотова, педагогические вузы сегодня обвиняют в крайне низком качестве образования. Как проверить профессионализм педагога? «Качеством» детей, конечно же. А тут все не так уж и плохо: наши ребята весьма достойно выглядят на международном уровне, что подтверждают исследования PIRLS и TIMSS. По результатам исследования детской грамотности PIRLS наши младшие школьники уже второй раз занимают место в статистически неразличаемой первой тройке, а проверка математических и естественно-научных знаний TIMSS показала значительный прогресс российских четвероклассников и восьмиклассников по сравнению с предыдущим годом. Так стоит ли говорить о низком качестве педобразования, если с этими детьми работают наши учителя? Или вот еще претензия: выпускники вузов не хотят идти в школу. А вакансий-то разве много? В строю пенсионеры, полно совместителей. Молодым, особенно в крупных городах, зачастую просто не хватает мест. Упрекают и в том, что выпускники, отработав год-другой, уходят из школы навсегда. «Но, позвольте, – пожимает плечами Виктор Александрович, – при чем тут вузы?» Может, это школа не слишком дружелюбно принимает молодых специалистов? Недаром социологические исследования утверждают, что большая часть «беглецов» жалуется на недостаток профессионального общения и методической помощи старших коллег.Но перемены, конечно же, нужны. Как-никак, третье тысячелетие на дворе, и нового учителя по старым правилам подготовить весьма затруднительно. Какие есть варианты? Во-первых, чтобы свести к минимуму риски раннего профессионального выбора и в будущем предотвратить массовый исход молодых педагогов из школы, необходимо, по мнению Виктора Болотова, озаботиться ранней профориентацией: возрождать педагогические классы, проводить федеральные и региональные олимпиады для будущих педагогов, призеры которых будут поступать на педспециальности без экзаменов. Только такая работа и может помочь 16-летнему подростку сделать осознанный выбор. Во-вторых, неплохо было бы ввести дополнительный экзамен на педагогические специальности, где проверяли бы не артистизм, а элементарную профпригодность. Такие испытания проводят в военных вузах и силовых структурах, чтобы понять, адекватен ли кандидат и можно ли ему оружие доверить. «Я знаю, что у этой идеи много противников, – оговаривается Виктор Александрович. – Но, по-моему, вполне логично с самого начала убедиться, что перед нами человек неагрессивный, умеющий внятно выражать свои мысли. В противном случае что ему делать в школе?»Нужно обязательно совершенствовать формы проведения педагогической практики. Достойные примеры есть. Так, Российский государственный университет им. Герцена в Санкт-Петербурге организует для своих студентов проектную деятельность, в которую включаются и преподаватели вузов, и учителя школ. И это не разовая акция, а планомерная работа. Необходимо также привести к единому знаменателю стандарты школьного и педагогического образования, а также организовать методическую поддержку молодого учителя. Еще одно предложение вице-президента РАО: ввести в России педагогическую интернатуру наподобие медицинской. Идея такова: новоиспеченный дипломированный специалист сначала работает ассистентом учителя, набирается опыта и лишь через год получает право самостоятельно вести уроки.Эта идея, в отличие от всего сказанного ранее, публику, надо сказать, не воодушевила. «Это что же получается?! – возмущались в коридорах студенты-старшекурсники. – Мы и так поначалу получаем в школе три копейки – у нас ведь ни стажа, ни категории. А сколько же нам будут платить как помощнику учителя? Нет, нас это не устраивает!» И в таком вот боевом настроении наиболее активная часть елецкого студенчества отправилась на круглый стол «УГ», посвященный нашумевшему проекту профессионального стандарта педагога.Рабы не мыСо студентами проект профессионального стандарта педагога нужно обсуждать непременно. Завтра они придут в школу, и им с этим документом жить. Поэтому сбрасывать их мнение со счетов никак нельзя, оно должно быть услышано, чтобы не получилось, что «без меня меня женили». Судя по реакции елецких студентов, никакой четко сформулированной позиции у многих из них пока нет, а есть только множество вопросов и сомнений. Естественно, сразу же выделилась группа весьма решительно настроенных фрондеров, утверждавших, что любой стандарт – это душитель светлой мысли, художественной инициативы и принять его – значит добровольно продать себя в рабство. При этом «оппозиционеры» не скрывали, что введение стандарта, безусловно, повлияет на их желание идти в школу, потому что собственноручно подписывать «крепостной документ» дураков нет. Но большинство выступавших были все-таки сдержаннее в своих оценках. Замечали, что стандарт, конечно, нужен, однако нынешний вариант еще явно недоработан, а главное – совершенно непонятно, как они, начинающие педагоги, могут всем его требованиям соответствовать.- Я бы побоялась подписать этот документ, – замечает Анастасия Макарова, студентка факультета иностранных языков. – Тут сказано, что я должна уметь работать и с одаренными детьми, и с ребятами с отклонениями в развитии. Но я не умею этого делать. И куда бежать за помощью? Необходимо предусмотреть, чтобы еще сегодня, пока мы учимся, нам дали возможность пройти соответствующие дополнительные курсы.- Обязательно нужно прописать, что учитель имеет право на бесплатные курсы повышения квалификации. Причем регулярные, а не раз в пять лет, – добавляет Ольга Шведова, магистрант факультета педагогики и методики начального образования. – А вообще это неправильно требовать от одного человека, чтобы он одинаково блестяще справлялся с разными категориями детей. Для чего тогда нужны специалисты-дефектологи, если я буду за них всю работу делать?По мнению главного редактора «УГ» Петра Положевца, основная проблема в том, что сегодняшнее педагогическое образование от реальной школы оторвано. И студенты заранее даже не знают, с какими реальными проблемами столкнутся на практике. Поэтому было бы разумно, отработав первый год и поняв, чего тебе на самом деле не хватает, получить возможность вернуться в университет и прослушать дополнительные курсы – по возрастной психологии, конфликтологии, молодежным субкультурам. Только тогда наша педагогика будет действительно поспевать за стремительно меняющейся ситуацией в системе образования.- Что касается профессионального стандарта педагога, – говорит Петр Григорьевич, – то его, на мой взгляд, нужно сократить в десять раз. Оставить две страницы, пусть это будет личностный документ, своеобразная клятва Гиппократа, с которой человек либо соглашается, либо нет. Потому что в том виде, в каком он существует сегодня, это не более чем инструмент для устрашения. Проверить, выполняете ли вы все пункты стандарта, невозможно, а вот повод уволить вас без всякой видимой причины эта бумага дает.В финале полуторачасовых споров все точки над i попытался расставить Виктор Болотов. Он успокоил молодых, не на шутку разнервничавшихся коллег, объяснив, что проект стандарта – это всего лишь одна из версий и рассматривать ее как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор не стоит. Претензии к существующему варианту есть не только у студентов, но и у бывалых педагогов, которые считают, что если уж и вводить стандарт, то распространять его лишь на опытных учителей, у которых стажа не меньше 10 – 15 лет. Хотя на самом деле это вообще не индивидуальный, а коллективный документ. Это школа должна позаботиться, чтобы были у нее и профессиональные «укротители», умеющие поставить на место самого трудного подростка, и учителя, знающие, как воспитать звезду-олимпиадника.- Кроме того, – отмечает Виктор Александрович, – стандарт может лечь в основу карьерного роста. Освоили вы новую компетенцию, прошли курсы, научились чему-то новому – смело можете требовать повышения зарплаты. Ведь теперь вы специалист более высокого уровня. И вот так уже, согласитесь, работать куда интереснее…Полную стенограмму круглого стола «Профессиональный стандарт педагога: каким он должен быть?» читайте в ближайшее время на сайте «УГ» www.ug.ru.Елец

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте